Ссылки для упрощенного доступа

Промышленность видит дно?


Надежды на замедление темпов падения промышленности оказались преждевременными
Надежды на замедление темпов падения промышленности оказались преждевременными

Падение объемов промышленного производства в апреле к аналогичному периоду прошлого года составило 16,9 процента. До этого рекордом нынешнего кризиса считалось январское сокращение на 16 процентов.

В феврале и марте спад составил менее 14 процентов, что позволяло надеяться если не на восстановление, то, по меньшей мере, на стабилизацию темпов сжатия промышленности.


Впрочем, заместитель руководителя аналитического департамента инвестиционной компании "Арбат-Капитал" Алексей Павлов не готов утверждать, что падение нарастает. По его мнению, данные статистики свидетельствуют о том, что замедление спада в промпроизводстве, наблюдавшееся в феврале и марте, было обусловлено реализацией отложенного спроса. "Все стремительно дешевело, еще начиная с прошлого года, и многие предпочитали не закупать продукцию, а подождать, когда ситуация более-менее прояснится", — объясняет эксперт, отмечая, что реальный же спрос как был на крайне низком уровне, так на нем и остался. "Тем не менее, я не думаю, что падение будет очень глубоким, — говорит эксперт. — Уровень, который мы сейчас получаем, фактически аналогичен январскому. Это, в общем-то, совсем вблизи дна".


Незадолго до опубликования статистики Росстата по промпроизводству появились данные о значительном ухудшении показателей рентабельности российских банков, которые вынуждены направлять все больше средств в обязательные резервы для покрытия вероятных убытков по проблемным кредитам. В таких условиях сложно ждать от них существенного расширения кредитования реального сектора. Однако и это вовсе необязательно означает неизбежное продолжение спада производства, полагает аналитик "Арбат-Капитала". "Инвестиции необходимы в первую очередь для развития производства, для роста, — напоминает Алексей Павлов. — А для поддержания его на текущем уровне в какой-то момент можно вообще без них обойтись. Сейчас ситуация как раз к этому и движется. Поскольку кредитный рынок уже давно заморожен, ни о какой инвестиционной составляющей в спросе речи не идет. Мы медленно, но верно подходим к уровню спроса, обусловленному всеми факторами, кроме инвестиционного. Но с этой точки зрения положение может несколько измениться. Во-первых, банки активно проводят реструктуризацию долгов, то есть в каком-то роде предприятия получают кредиты, пусть и для того, чтобы пролонгировать те, которые у них уже имеются. Во-вторых, есть некая надежда на запуск механизма госгарантий, а также "принудительного" кредитования со стороны крупнейших банков, которые получат деньги от государства по невысокой ставке".


До последнего времени неясно, что же лежит в основе кризиса — резкое сжатие спроса и рынков или снижение предложения кредитов со стороны банков, отмечает заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников, и в какой степени каждый из этих факторов влияет на обстановку. "Тем не менее, постепенное обострение вопроса предложения кредитов, очевидно, будет иметь место, — предупреждает эксперт. — На наш взгляд, хотя пока в основе спада все-таки лежал спрос, снижение предложений кредитов может сейчас драматизировать ситуацию".


"С одной стороны, конечно, первично падение спроса, — рассуждает аналитик "Арбат-Капитала" Алексей Павлов. — Но у нас, на мой взгляд, наблюдается падение именно инвестиционного спроса. А падение инвестиционного спроса как раз обусловлено тем, что невозможно привлечь кредитование под инвестиции. То, что мы сейчас наблюдаем — вещи очень взаимосвязанные. Вопрос будет решаться, наверное, одновременно. То есть не может резко увеличиться спрос при наличии замерзшего кредитного рынка, который мы сейчас имеем, точно так же, как не может резко начать работать кредитный рынок, если не будет увеличиваться спрос".


Помимо сжатия рынков, заметный вклад в падение промпроизводства вносит общая неопределенность, полагают в ЦМАКП. Хотя кризиса неплатежей, подобного наблюдавшемуся в 1990-х годах, сейчас нет, предприятиям очень сложно выстраивать производственные планы и отношения с поставщиками, не имея четкого представления о будущей динамике рынков.

XS
SM
MD
LG