Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Нервный смех в Каннах


Богатый именами 62 Каннский кинофестиваль продолжает удивлять зрителей и критиков

Богатый именами 62 Каннский кинофестиваль продолжает удивлять зрителей и критиков

Каннский международный кинофестиваль был взбудоражен премьерой фильма датского режиссера Ларса фон Триера "Антихрист". Сюжет этой картины строится вокруг главных героев, которых играют Уильям Дефо и Шарлота Гинзбур. Они теряют единственного ребенка и стремятся к уединению в доме, находящемся на глухом лесу.

Известный московский кинокритик, президент международной организации кинопрессы ФИПРЕССИ Андрей Плахов в интервью Радио Свобода попытался объяснить спорную реакцию зрителей на новую работу знаменитого режиссера:

– Фильм "Антихрист" был воспринят, мягко говоря, довольно нервно. Весь просмотр сопровождался нервным смехом и этот смех еще больше усилился, когда на финальном титре появилась надпись "Посвящается Андрею Тарковскому". Я не думаю, что этот смех означал насмешку над Ларсом фон Триером, хотя, конечно, публика любит ниспровергать своих недавних кумиров. Но именно Ларс фон Триер сумел оказаться одновременно великим и смешным. И на самом деле не публика смеется над ним, а он смеется над человечеством в своем очень мрачном гротеске под названием "Антихрист", где режиссер дал выход своим страхам, депрессиям, комплексам - в общем, всему тому, чему он посвятил значительную часть своего предыдущего творчества, но в еще более экстремальном виде. Не знаю, изжил ли он свою депрессию. Скорее всего, нет. И катарсиса фильм не предлагает – это действительно очень жестокий, очень экстремальный фильм, не оставляющий никакой надежды. Тем не менее, это большое произведение большого мастера. Поэтому насмешка здесь, мне кажется, неуместна. Другое дело, что вряд ли этот фильм может рассчитывать на главные призы и на какое-то особое признание. Аудитория Ларса фон Триера все больше сужается по мере того, как он становится все больше нетерпимым и экстремальным.

– Вы думаете, что он в основном теперь снимает кино для собственных поклонников? И на широкого зрителя, даже после невероятного успеха "Танцующей в темноте" и, собственно говоря, моды на "Догму", его фильмы не рассчитаны?

– Думаю, да. Примерно то же произошло в свое время и с Дэвидом Линчем. Я думаю, что то же произойдет и с Тарантино. В общем, многие режиссеры проходят какой-то свой пик, когда они оказываются на гребне всеобщего признания, массовой культовости и славы. Но потом это поле успеха, похоже, сужается, потому что, наверное, невозможно все время открывать новые территории, и в какой-то момент тема и эстетика этих авторов оказывается исчерпанной.

– Прохладно был воспринят и фильм "Не оглядывайся" с двумя талантливыми актрисами и просто красивыми женщинами – Моникой Белуччи и Софи Марсо. Они играют героинь, каждая из которых ищет свою личность. Они даже предстали перед публикой в платьях одинакового покроя. Говорят, что этот фильм совсем неудачный. Так ли это?

– Фильм не самый удачный, у Марины де Ван были более интересные работы в прошлом. Конечно, сам эксперимент любопытен: соединить двух таких известных актрис и сделать что-то вроде современной бергмановской "Персоны", соединить индивидуальности, которые словно пересекают одна другую. На обложке журнала "Пари Матч" Софи Марсо и Моника Белуччи стоят практически голые, прижавшись друг к другу, можно подумать, что речь идет о лесбийской сцене. Ничего подобного в фильме нет, это просто такая метафора сращивания их индивидуальностей. Эта картина, конечно, не может быть сопоставлена с каким-то серьезным кино, потому что на самом деле это довольно ловко придуманная, но, в общем-то, банальная история, связанная с потерей памяти и несчастным случаем. Таких историй очень много снимается. Интерес представляет разве только то, что в главных ролях заняты столь известные актрисы.

– Есть ли уже, на ваш взгляд, претенденты на золотую пальмовую ветвь?

– Из того, что было представлено в конкурсе, вероятнее всего, на эту награду может рассчитывать фильм Жака Одиара "Пророк". Это французский фильм о нравах, бытующих в тюрьме, где борются между собой разные национальные группировки. Главный герой – араб, который выживает в этом абсолютном экстриме. Очень лихо сделанный, напряженный фильм, к тому же имеющий социальный подтекст – очень важный для Франции. Думаю, что на сегодняшний день это главный претендент.

– Продолжается тенденция прошлого сезона, когда прогремел итальянский фильм о проблемах мафии "Гоморра"?

– Внешне они вроде похожи. Но "Гоморра" все-таки в большей степени ориентирована на раскрытие социальных механизмов мафии, а фильм Одиара – это, с одной стороны, более жанровое кино, с другой стороны, это моно-фильм, фактически построенный вокруг одного персонажа. В этом смысле актер арабского происхождения, безусловно, может претендовать на приз за лучшую мужскую роль. Он был найден режиссером, кстати говоря, случайно. Непрофессиональный актер, но с очень сильной индивидуальностью и харизмой. В общем, эта картина, конечно, вписывается в струю социальных фильмов, но с особым жанровым колоритом.
XS
SM
MD
LG