Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Шмидт: "Подать ходатайство о помиловании Ходорковский мог в любое время"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марьяна Торочешникова и Любовь Чижова.

Андрей Шароградский: Сегодня Московский городской суд рассматривал жалобы защиты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на постановление Хамовнического суда по итогам предварительных слушаний. В прямом эфире - корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.
Марьяна, расскажите подробнее о том, какие решения сегодня принимались?

Марьяна Торочешникова: Действительно, судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда сегодня сняла с рассмотрения кассационные жалобы адвокатов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева и самого Лебедева. Дело в том, что защитой ранее были поданы замечания на протокол судебного заседания в Хамовническом суде по итогам предварительных слушаний. А председательствующих Виктор Данилкин эти замечания рассмотреть еще не успел. Вот поэтому московский городской суд посчитал, что сейчас не может рассматривать кассационные жалобы защиты.
Поясняет адвокат Платона Лебедева Елена Липцер.

Елена Липцер: Кассационная инстанция сочла, что если, например, судья Данилкин удовлетворит какие-то замечания на протокол, то протокол, соответственно, изменится. А поскольку они рассматривают кассационную жалобу в Московском городском суде, основываясь на протоколе судебного заседания, поскольку там изложен ход процесса, и только по нему они могут посмотреть доводы защиты и так далее, то они посчитали, что они сейчас не могут рассматривать кассационные жалобы, поэтому направят материалы обратно в Хамовнический суд, судья Далинкин должен рассмотреть замечания на протокол, это постановление будет приобщено к этому материалу и снова назначено к рассмотрению в Московском городском суде.

Марьяна Торочешникова: Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и их адвокаты пытаются обжаловать итоги предварительных слушаний по второму уголовному делу. Подсудимые считают, что суд необоснованно отказал им во всех ходатайствах, среди которых были прошения о прекращении уголовного преследования за отсутствие состава и события преступления, защита поднимала также множество вопросов, в том числе и о подсудности, поскольку считает, что новое дело Ходорковского и Лебедева должен рассматривать не Хамовнический суд. К рассмотрению всех этих вопросов Московский городской суд вернется в ближайшее время, после того, как будут известны решения председательствующего Виктора Данилкина по замечаниям защиты на протокол судебного заседания.

Андрей Шароградский: После внесения президентом Дмитрием Медведевым поправок в указ и положение о помиловании в России Михаил Ходорковский и Платон Лебедев получили возможность подавать прошения о помиловании. Однако они вряд ли воспользуются этим, считает адвокат адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт, который в интервью Радио Свобода напомнил, что для начала процедура помилования нужно, чтобы осужденный признал свою вину, а Ходорковский и Лебедев делать этого не собираются.

Любовь Чижова: Российские СМИ пишут, что поправки в указ и положение о помиловании были приняты "специально для Михаила Ходорковского и Платона Лебедева". Такое предположение в интервью изданию "Газета.ру" высказал сотрудник одной из комиссий по помилованию. Суть поправок в том, что теперь прошение о помиловании могут подавать люди, находящиеся в СИЗО. Как пояснил изданию "Время новостей" чиновник администрации президента, раньше у тех, кто находился под следствием, прошения не принимали, а поправки в указ внесены для того, чтобы люди смогли воспользоваться своим конституционным правом.
О сути поправок, отражающих ход реформы института помилования в России, рассуждает правозащитник, бывший член комиссии по помилованию при президенте России Валерий Борщев.

Валерий Борщев: Это, конечно, означает то, что вопрос о помиловании, о восстановлении института помилования действительно встал. Медведев впервые об этом заявил на Госсовете в Вологде, что надо возвращаться к этому институту, а он у нас был уничтожен. У нас практически уничтожен институт помилования. Как известно, в позапрошлом году число помилованных составляло ноль. И те 12 помилованных, которых в этом году помиловали, это люди, которых давным-давно надо было освободить. Да их вообще не надо было заключать в места лишения свободы, и высшая квалификационная коллегия должна была бы рассмотреть действия судей, насколько это было правомерно. Но эти поправки говорят о том, что Медведев действительно серьезно решил обратиться к восстановлению института помилования. Я знаю, что очень много противников восстановления этого института, и не только Виктор Петрович Иванов, который уничтожал нашу комиссию по помилованию. Существовали негласные такие принципы, что обращаться с просьбой о помиловании человек мог, отсидевший треть срока, а то и полсрока и так далее. А уж то, что он не может обращаться в период следствия, это было известно. Поэтому эта поправка имеет значение, достаточно серьезное. Возможно, у нас действительно руководство страны, президент намерены восстановить институт помилования.

Любовь Чижова: Вы можете связать эти поправки с делом Ходорковского?

Валерий Борщев: Я в этом не уверен, поскольку Ходорковский признает себя невиновным. По принципу обращений по помилованиям, человек обращающийся за помилованием, должен признать себя виновным. Ходорковский себя таковым не считает. Хотя, кто знает, может, у них какие-то замыслы и в этом направлении есть.

Любовь Чижова: Комиссия по помилованию при президенте Российской Федерации была ликвидирована в 2001 году указом Владимира Путина. Было принято решение о создании региональных общественных комиссий при губернаторах, что серьезно усложнило процедуру. Сейчас ее пытаются усовершенствовать, внося в указ и положение о помиловании чисто технические дополнения. На судьбе Михаила Ходорковского, находящегося в СИЗО, но не признающего своей вины, это вряд ли отразится, считает его адвокат Юрий Шмидт.

Юрий Шмидт: Я сегодня посмотрел Интернет и убедился в том, что комментаторы вообще ничего не поняли. Своим вчерашним указом Медведев ничего не разрешил и не мог разрешить, потому что право осужденного подавать на помилование является абсолютным, оно прописано в Конституции и в законах России, и подзаконный акт, каким является указ президента, и положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, они ничего не могут разрешить или запретить, если это установлено Конституцией и законами России. Я считаю, что это просто техническая поправка. Потому что, как я понял, некоторые осужденные столкнулись с фактами того, что если они переведены по каким-то причинам из мест, где они отбывали наказание, из исправительных колоний переведены в следственные изоляторы, администрации изоляторов отказывались принимать у них ходатайства о помиловании, что было совершенно незаконно. Теперь, значит, этим самым людям, которые нарушали законы, разъяснили, что они обязаны принимать ходатайство о помиловании у любого осужденного, где бы они ни находился и в связи с чем он ни оказался бы в следственном изоляторе. Вот и все.

Любовь Чижова: То есть на положении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева это никак не отразится.

Юрий Шмидт: Это абсолютно ничего не меняет. Рассматривать это как какой-то сигнал Ходорковскому совершенно бессмысленно, потому что подать ходатайство о помиловании Ходорковский мог в любое время, если бы он желал этим правом воспользоваться.

Любовь Чижова: Юристы, занимающиеся вопросами помилования, отмечают, что в России один из самых высоких процентов заключенных в мире - 900 тысяч на 140 миллионов населения.
XS
SM
MD
LG