Ссылки для упрощенного доступа

Похороны Олега Янковского состоятся 22 мая на Новодевичьем кладбище


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Андрей Шароградский: Сегодня стало известно, что выдающийся российский актер, народный артист СССР Олег Янковский скончался в одной из московских клиник в возрасте 65 лет. Похороны Олега Янковского состоятся в пятницу, 22 мая, на Новодевичьем кладбище. Прощание пройдет в здании театра "Ленком", где Янковский проработал более 35 лет.

Марина Тимашева: Олег Янковский пришел в "Ленком" в 1973 году и за все эти годы сыграл здесь всего 12 ролей. Возможно, поэтому актриса "Ленкома" Валентина Дугина, которая знает Олега Ивановича с первого дня его работы в театре, считает, что он - в первую очередь - киноактер.

Валентина Дугина: Я с первого дня с ним в театре, как он пришел в театр, я раньше несколько. Мы были дружны и с ним, и с сыном. Я думал, что еще его потянут. Это незаменимый человек. И это ужасно. Вы знаете, он почти до последнего играл. Сейчас он уже не играл, потому что ему на спектаклях было плохо. Утром ему делали химиотерапию - вроде бы день держится нормально, а на следующий день очень плохо становится. Но ему уже в последнее время было плохо на спектаклях, и он перестал играть.
Он был киношный актер, он киношный актер, в кино он просто гениален. Не зря его Тарковский снимал, потому что у него были потрясающие глаза, что видно в кино, а в театре не очень. В театре таких вот гениальных просто ролей не было. Он хорошо очень играл Ленина, очень хорошо. Он играл очень хорошо вот сейчас в "Женитьбе", замечательная комедийная была роль. Все фильмы видела, он меня всегда приглашал на премьеры на все. Он был актер номер один, что говорить-то...

Марина Тимашева: Последняя работа Янковского в "Ленкоме" - Жевакин в "Женитьбе" Гоголя - тот самый жених, отказали которому 17 невест. Характерная роль, вроде бы, совершенно не годилась для первого любовника труппы. Но перемена, происходившая с Янковским в спектакле, ошеломляла. Не было никаких гримов-париков, жестов-гримас. Приделаны кустистые брови, волосы взъерошены, костюм сшит "до выроста". Глаза все время слезятся - будто у застенчивого алкоголика. Презренного смешного Жевакина в исполнении Янковского было так жаль, что роль второго плана выдвинулась на первый. Олег Иванович продолжал играть в этом спектакле, уже зная, что тяжко болен. Знали об этом все. Понимали, что дни Янковского сочтены, но это нисколько не смягчило удара. Говорит Олег Басилашвили.

Олег Басилашвили: Эта весть страшная меня просто убила. Я знал, что Олег болен, я знал, что дни его, в общем-то, сочтены, но каждый раз надеялся на что-то. Но, к сожалению, так произошло. Олег Иванович Янковский - это был замечательный человек прежде всего. Это был человек, который любил свою страну, любил свой народ, российский, и был подлинным, на мой взгляд, демократом, который отстаивал в любом споре при необходимости нормальные человеческие взгляды на развитие нашей страны. И вот это сочетание человеческих его качеств, гражданских качеств с его большим талантом выдающегося артиста, с его внешностью подлинного, настоящего мужчины, красавца и сделали его тем самым Олегом Янковским, в которого была влюблена вся страна, да и не только наша.
Я вспоминаю в основном его кинороли, потому что в театре я его мало видел, мы живем в разных городах. Но вот, например, "Полеты во сне и наяву" - это точный портрет человека 60-х годов, талантливого, интересного, который не может найти применение своим силам, который весь целиком остался в детстве, которое было свойственно чистотой, порядочностью, и не может вписаться в существующий в стране образ жизни. Замечательная работа. Или вот недавно я увидел фильм, довольно старый, по названию "Любовник". Он играет человека, который узнал после смерти своей жены, что она ему, оказывается, изменяла всю их совместную жизнь. Вот сыграть так человек, постепенно сходящего с ума, не может ни один актер на свете, ибо это подлинное проживание человеческой жизни. Как это делается, чем это достигается - я понять не могу. И лично я, например, на такое не способен. И работа Олега в кино вызывала у меня всегда жуткую зависть, потому что я просто, глядя на него, понимал, что это та вершина, которой достичь совершенно невозможно. А если вспомнить фильм "Ностальгия" - человек, который, неся эту свечу сквозь этот бассейн, задуваемую ветром, который проживает всю свою жизнь и все-таки доносит эту свечку до конца. Как это сделано, какими способами человеческими - я понять тоже не могу. Я думаю, что он ушел так рано от нас, Олег, потому что в каждую свою роль он вкладывал часть самого себя. Не только души, но и тела. И спасибо ему за это.
Я очень жалею только об одном: несмотря на то, что мы были знакомы, но мы не были друзьями, просто потому что мы работали в разных городах. Мне очень жаль, что так судьба распорядилась, что я не был близким его товарищем, близким его другом, а мне так бы хотелось услышать его совет, поучиться у него, быть рядом с ним. Потому что общение с такими людьми, которых видишь не только на экране и на сцене, но и в жизни, превращает тебя в несколько иного человека. Но то, что Олег Янковский ушел из жизни, это страшная трагедия для нашего театрального и киноискусства.

Марина Тимашева: Слово - Армену Джигарханяну.

Армен Джигарханян: Он действительно был великим артистом, и очень грустно. Мы сегодня репетицию начали с этого, что мы молча постояли и подумали о нем. Михоэлс сказал по поводу одной смерти: "Я с этой смертью не согласен". Даже не знаю, что сказать, правда вам говорю. Я много с ним общался, давно с ним общался. Он еще только приехал в Москву - я снимался с ним в кино. Потом в театре жизнь нас свела. Мы даже были конкурентами, мы играли вдвоем одну роль - "Варвар и еретик". В театре человек очень обнажается, обнаруживается. Очень жалко, что его нет. Он был большой артист, он был по-настоящему большой артист, высокий профессионал. Я видел его в работе и в театре, и в кино. Я видел, как он двигался, как он шел к роли. У меня не идет слово... Потому что все время вижу его, представляю и так далее, много разного. Он был великий артист, вот и все, прежде всего и на всю оставшуюся жизнь нашу. Все остальное - так, гарнир.

Марина Тимашева: Ректор Школы-студии Московского художественного театра Анатолий Смелянский.

Анатолий Смелянский: Олег Янковский, конечно, ожидалось, в последние месяцы говорилось, но всегда как убийца из-за угла это все настигает. Я не буду говорить, какой он замечательный артист, какой редкой породы человек. Я думаю, конечно, о его судьбе, о судьбе "Ленкома" - театра, который как бы разрушается, удар за ударом. Вообще, это судьба... вот у нас называют это сейчас репертуарным театром, но это не репертуарный театр в американском смысле, это наш русский театр. И когда он живет так много лет и так успешно, конечно, наступает момент, когда начинают уходить корифеи, которые этот театр был основан. Так было и в Художественном театре, так в любом долго существующем театре. И содрогается все тело этого театра. Конечно, это страшно представить: один за другим уход крупнейших артистов этого театра. Память светлая Олегу и, конечно, пожелание "Ленкому" выстоять и после этого удара. Именно выстоять, потому что, ну, это вот обратная сторона русской театральной системы. Когда умирает крупный артист в Америке, он умирает сам по себе, а здесь с крупным артистом уходит какая-то часть театра русского, вот этого образа русского театра. Вот что я хочу сказать в связи с этой горестной новостью про Олега Янковского.

Марина Тимашева: Олега Янковского уже нет с нами, но мы еще увидим его в новых ролях. Скоро в прокат выйдет фильм Сергея Соловьева "Анна Каренина", в котором Олег Янковский сыграл Каренина. В программе "Особый взгляд" Каннского фестиваля представлена новая картина Павла Лунгина "Царь"; Олег Янковский - в роли митрополита Филиппа. В октябре фильм, возможно, выйдет на российские экраны.
Для большинства людей Олег Янковский, действительно, киноактер: Генрих Шварцкопф в "фильме "Щит и меч", Джек Стэплтон в "Собаке Баскервилей", Кондратий Рылеев в "Звезде пленительного счастья", конечно, Волшебник из "Обыкновенного чуда", Андрей Горчаков в "Ностальгии" и Сергей Макаров из "Полетов во сне и наяву". Режиссер этого фильма, Роман Балаян, два года назад снова снял Олега Янковского в картине "Райские птицы". Его герой умел летать. Он был внутренне свободен, благороден, талантлив, любим. Как сам Олег Иванович.
Все помнят, при каких обстоятельствах велел нам улыбаться барон Мюнхгаузен Олега Янковского. Но сегодня мы его не послушаем. Улыбаться не получается...
XS
SM
MD
LG