Ссылки для упрощенного доступа

Штаны для Аполлона


Борису Гребенщикову не привыкать к различным трактовкам своего творчества
Борису Гребенщикову не привыкать к различным трактовкам своего творчества
Тюменский юрист написал заявление в Генеральную прокуратуру РФ. Он требует лишить Бориса Гребенщикова ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Лидер "Аквариума" отреагировал на эту инициативу в интервью Радио Свобода.

Не прошло и месяца, как организация "Народный Собор" предъявила свои претензии Евгению Марчелли - руководителю Калиниградского драматического театра. В заявлении в прокуратуру и лично Юрию Чайке сообщалось, что режиссер поставил порнографический спектакль по пьесе Горького "Дачники". Чуть позже в Счетную палату поступило письмо о недопустимой трактовке пьесы Гоголя "Ревизор" - по мнению возмущенных авторов, там на сцене Хлестаков чуть ли не насиловал Анну Андреевну и Марью Антоновну.

Сразу заметим, что спектакль Марчелли - второе издание "Дачников": первое было сделано им в драматическом театре города Омска много лет тому назад. Спектаклю Валерия Фокина, "Ревизору" Александринского театра - лет семь, не меньше. Но это все - цветочки.

Ягодки пошли, когда юрист из Тюмени Дмитрий Ямщиков несколько дней назад открыл для себя тексты группы "Аквариум". В списке: "Растаманы из глубинки" 2002 года, "Ангел всенародного похмелья" 1984-го, "Холодное пиво" и "Древнерусская тоска" 1997-го года:

Куда ты, тройка, мчишься, куда ты держишь путь
Ямщик опять нажрался водки или просто лег вздремнуть
Колеса сдадены в музей, музей весь вынесли вон
В каждом доме раздается то ли песня, то ли стон
Как предсказано святыми - все висит на волоске
Я гляжу на это дело в древнерусской тоске

Прошло всего 12 лет с момента выхода альбома "Снежный лев", - и вот из заявления Дмитрия Ямщикова мы узнали, что в тексте песни "Древнерусская тоска" "прослеживается создаваемый автором в целом негативный образ России. Присутствует оскорбление чувств православной общественности, и, в частности, оскорбление любого патриотически настроенного россиянина. Также из текста (слова "удолбаной Москвой") следует вывод, что жители Москвы в основной массе принимают наркотики, такое клеветническое высказывание оскорбительно для москвичей".

Следует, наверное, радоваться, что за москвичей заступился житель другого города. Но Дмитрий Ямщиков еще изыскал в стихах Гребенщикова призывы к употреблению психотропных, наркотических средств, пропаганду алкоголя, содомии, тунеядства, суицида и анархии: "Орденом "За заслуги перед Отечеством" награждаются граждане за особо выдающиеся заслуги перед государством, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами, за значительный вклад в дело защиты Отечества, – пишет в заявлении тюменский юрист. – Однако с точки зрения норм общепринятой морали и с точки зрения юстиции присвоение Гребенщикову столь высокого звания является антинравственным и противозаконным деянием". Автор обращается к властям с требованием лишить Бориса Гребенщикова ордена "За заслуги перед Отечеством", организовать параллельную экспертизу текстов песен музыканта на предмет наличия в них состава преступлений, предусмотренных статьями УК РФ, и выявить лиц, виновных в присвоении высокой награды Гребенщикову.

Обозреватель Радио Свобода поинтересовалась у потенциального фигуранта уголовного дела - Бориса Гребенщикова:

- Что вам известно об этом деле?


- Я не осведомлен точно. Я слышал, что юрист из Тюмени по фамилии Ямщиков (как Савва Ямщиков прямо) подал бумагу в Генеральную прокуратуру или куда-то, о том, что хорошо бы Гребенщикова лишить ордена, - потому что его песни только разлагают народ, призывают к содомии, алкоголизму, наркомании и ряду подобных явлений. И он обосновывает свое письмо кусочками из каких-то песен, цитируя даже те, которые я практически не пел - например, "Холодное пиво". То есть, вероятно, он никогда не слышал записей, он просто читал тексты.

Вполне понимая его негодование, я должен сказать, что я не волен распоряжаться тем, как люди воспринимают мои песни и слова моих песен. Я всегда говорил, что когда я песню написал и ее спел, она больше не моя - она становится вашей, народной. И что в человеке есть, то он в эту песню и вкладывает. Если он слышит в этих песнях именно это - про наркоманию, содомию и все остальное, - значит, это у него на душе. Другие люди слышат другое. Я ему не судья. Если он хочет, он может видеть вот так. Это - реакция других людей на то, что мы делаем; это - их право реагировать, как они хотят. Орден не я себе выпрашивал, мне его дали.

- Что у нас такая за активизация странных людей, которые ищут во всем признаки неприличия, непристойности, растления?

- Мне кажется, что потенциал для этого всегда есть в народе. Потому что всегда есть люди, которые, недостаточно владея массивом культуры, считают, что все должны помещаться именно в те рамки, которые они знают. Такие люди всегда пририсовывают Аполлону штаны, проводят всевозможные мероприятия для того, чтобы подогнать всю человеческую культуру под свое видение. Так было всегда, так будет всегда. В какие-то периоды не до этого, в какие-то периоды это начинает вылезать. Это может быть страшным, а может быть просто смешным. Самое страшное, что мы не знаем грани между одним и другим. Где кончается смешное, где начинается страшное, мы не можем узнать. Пока это происходит на уровне отдельных вещей, это можно объяснить, как случайность. Если это превратится в постановление в журнале "Звезда", тогда это будет показателем того, что происходит в обществе.

- А сам орден "За заслуги перед Отечеством" - вы его носите?


- Нет, я его храню дома.
XS
SM
MD
LG