Ссылки для упрощенного доступа

Александр Кынев: "Я бы рассматривал неизбрание Нарусовой, как отголосок проблем в федеральном центре"


Александр Кынев
Александр Кынев

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие эксперт по вопросам региональной политики Александр Кынев.
Андрей Шарый: Ситуация в республике Тува довольно типична для отдаленных российских регионов, куда назначают сенаторами тех или иных политических выдвиженцев из кадровой обоймы Кремля. Известный московский эксперт по вопросам региональной политики Александр Кынев считает существующую в России систему выборов и утверждение сенаторов квази-представительской.
Насколько актуальна для российских регионов такая проблема, когда сенатор большую часть времени находится в Москве, а в своем регионе подмандатном находится довольно редко? Это болезнь какая-то российской политики или это все-таки эпизоды?

Александр Кынев: Слабая связь членов Совета Федерации от регионов, которые они представляют, с этими регионами, в последние годы стала фактически нормой, особенно тогда, когда вместо губернатора в Совет Федерации стали направлять неких лиц, избираемых заксобраниями или губернаторами назначаемых. То есть возникла система квази-представительности, а особенно эта система усилилась в условиях отмены выборности института губернаторов, возникла ситуация, когда половина Совета Федерации является представителями назначенцев президента, по сути. Понятное дело, что, поскольку возникла ситуация косвенных выборов на региональном уровне, в которых никаким образом региональное общественное мнение не участвует, а, по сути дела, все посты членов Совета Федерации превратились в некий дополнительный портфель, ведя торг за которые, региональные элиты могли решать те или иные проблемы, это либо проблемы взаимоотношений с федеральной элитой, либо решать какие-то конкретные имущественные или иные вопросы региона или самой региональной элите, человек, которого направляли в Москву, рассматривался, как лоббист, как союзник или как ставленник неких дружественных групп или сил в федеральном центре. И по этой причине значительная часть членов Совета Федерации не имеет никакого отношения к регионам своего избрания. Более того, происходит миграция членов Совета Федерации, когда вначале человек избирается от одного региона, там потом происходят некие подвижки или меняется власть, и потом он, не складывая портфель, перемещается в другой регион, потом иногда в третий и так далее. Совет Федерации по ряду регионов, к примеру, не утверждал кандидатов, которых в регионах избирали, и по некоторым регионам возникала ситуация, когда в регионе выбрали одного члена Совета Федерации, но он не вступил в должность, и несколько лет занимал пост человек, который давно в регионе в самом полномочия уже утратил. То есть система превратилась с квази-представительную.

Андрей Шарый: Это изъян некой хорошо работающей системы, которую можно реформировать каким-то образом и решить эти проблемы, либо речь идет о том, что в нынешней политической ситуации в России с отсутствием публичной политики той ролью парламента, которая есть в стране, по-другому и быть не могло?

Александр Кынев: При той структуре государственных институтов, которая на сегодня сложилась в России, в которой выборы играют минимальную роль, а особенно на региональном уровне, население отстранено от избрания региональной власти, конечно, в таких условиях никаких сдерживающих элементов, которые бы не привели бы к вырождению института формирования Совета Федерации, подобный механизм фактически постоянного торга, абсолютно порой не публичного, интересов, которые не имеют никакого отношения к региону, а имеют отношение к личным или корпоративным интересам конкретных чиновников, подобный результат абсолютно закономерен. Отсутствие системы сдержек и противовесов и отсутствие нормальной публичной политики, превращение выборов членов Совета Федерации в подобный странный механизм со странными результатами - в известном смысле появляется неизбежность.

Андрей Шарый: Но вот назначение известного федерального политика или даже не политика, а общественной фигуры в далекий регион, как правило, в регионе воспринимается, как мне кажется, сначала хорошо. Также было с Вячеславом Фетисовым. Знаменитый спортсмен стал вдруг сенатором от Приморского края. Вот та же ситуация с Нарусовой.

Александр Кынев: Что касается ее связи с Тувой, то, конечно, изначально она воспринималась в регионе, как статусный представитель федеральной элиты, имеющий давние отношения со многими ее признанными представителями, и именно этим она и была ценна региону, как некий федеральный лоббист региональных интересов с большими связями. Известно о ее тесных отношениях с партией "Справедливая Россия", она входила на выборах в Госдуму в список партии "Справедливая Россия" в 2007 году. А в Туве, как известно, шла жуткая борьба в течение последних лет внутри элит. Сейчас это формально институциализировалось в виде номинального противостояния "Единой России", в регионе тоже состоящей из разных группировок, и тогда Российской партии жизни, а сейчас "Справедливой России". Спикер Хурала Оюн, который был лидером списка Партии жизни, оказался там же, где и все остальные наши региональные лидеры, то есть вернулся в партию "Единая Россия". На сегодняшний день по факту большинство голосов в парламенте Тувы имеет партия "Единая Россия". При этом в самом регионе продолжаются сложные процессы в региональной элите, происходят конфликты, есть уголовное дело, которое перманентно то прекращается, то возобновляется, против спикера парламента Василия Оюна. Проблема единства и мира в региональной элите не решена, идет жесткая внутриэлитная борьба, каждая элитная группировка пытается находить выходы на ту или иную группу федеральной элиты, и, соответственно, я думаю, что и вопрос избрания члена Совета Федерации нужно рассматривать, как элемент этой в том числе и внутриэлитной борьбы.

Андрей Шарый: Вот из центра присылают некоего представителя, в данном случае это Людмила Нарусова. В России назначение сенаторов - это прерогатива не столько, собственно, парламентской деятельности, а, вообще, единого властного центра, олицетворяемого Кремлем, и вот депутаты по какой-то причине не хотят ее избирать. Есть у них какая-то возможность противостоять натиску центра или никаких козырей у региональных парламентов в том, чтобы посадить на это место своего представителя, нет?

Александр Кынев: Я бы не стал так однозначно ставить диагноз в случае с Тувой, что они кого-то не хотят. Я думаю, что не менее вероятен другой сценарий, что от неких федеральных элитных групп, с которыми связана та или иная часть депутатов, пошел сигнал о том, что нужно не избирать. То есть в данном случае я бы рассматривал неизбрание Нарусовой, как отголосок проблем и в самом федеральном центре. То есть я не думаю, что решение по Совету Федерации является производной исключительно от внутрирегиональной ситуации. В значительной степени, на мой взгляд, это отголосок борьбы в федеральном центре.

XS
SM
MD
LG