Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Прощание с Олегом Янковским


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Александр Гостев: Олег Янковский только что был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Сегодня в московский театр "Ленком" простится с ним на гражданскую панихиду пришли многие тысячи людей, из-за чего улица Малая Дмитровка была перекрыта. За всей церемонией следила и моя коллега, обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.

Марина Тимашева: С самого утра на улице Малая Дмитровка было страшно тихо. Движение было перекрыто, огромная, в много рядов, толпа тянулась к "Ленкому" от Садового кольца и не собиралась убывать, а люди стояли молча. Во всех подземных переходах на "Пушкинской", в цветочных киосках, уже к 11 утра красовались пустые вазы - все цветы были раскуплены. Панихида началась в два часа дня. В зале было много знаменитых лиц, но глаза хотели смотреть только на одно лицо - самого Олега Янковского, на фотографии, красивое, умное, благородное, чистое лицо великого актера. Говорит Глеб Панфилов. В его картине "Без вины виноватые" Янковский сыграл одну из последних киноролей.

Глеб Панфилов: Олег редкий, удивительный человек. Отсюда производное - редкий актер. Причем, актер, который много работал над собой, очень прогрессировал от года к году, совершенствовался, углублялся. Ему нравилось этим заниматься. Знаете, как дерево, которое растет. Вот оно так постепенно пошло и стало цвести, стало благоухать, набирать мощь, силу, высоту. Вот это происходило с Олегом. Он казался закрытым. На самом деле, он не был таковым. Он был скорее сдержанным. Сдержанность, за которой было все - и искренность, и прямота, если хотите, юмор. Он овладел свойством быть комедийно смешным. В "Женитьбе" мы его видим в таком качестве. Это его открытие. А в "Без вины виноватые" немолодой Муров, который до сих пор, в свои уже 50, зависит от мамы, от ее денег. Обычно Мурова играет молодой артист. А вот такой, с сединой - вечный при маме сын. Это уже драматично - и смешно, и грустно, и драматично. Блестящая работа, зрелая. Жду его работу в "Каренине". Думаю, что его роль. Жду его работу в "Иване Грозном". Он снимал подряд, даже параллельно многие роли и делал этот легко, непринужденно. Пота в его работе я никогда не видел. Он умел как-то радостно трудиться. Для него работа - в радость, жизнь - в радость. Вообще, мажорный человек, необыкновенно мужественный. Как он держался последние полгода - это, конечно, достойно настоящего мужчины. Говорят, актер - это женская профессия. Ничего подобного! Настоящие мужчины, остаются таковыми. Вот Олег был один из них.
И еще. Для меня Янковский знаете кто? Российский денди, причем, отборный, настоящий, органичный, естественный. Он был элегантен всегда. Меня поразил рассказ молодого человека, который учился в школе с его сыном Филиппом. Как однажды Олег пришел в школу в белом костюме и стал играть с ребятами в футбол. Вот это в его стиле. Он денди - замечательный и благородный.

Марина Тимашева: Тихую-тихую панихиду начал Марк Захаров. Он назвал Олега Янковского "солнышком многострадальной России".

Марк Захаров: Олег мог и имел право долго смотреть на людей. Он нес с собой какое-то целебное начало, какую-то умную печаль и веселую отвагу, и все вместе. Когда мы снимали с ним "Того самого Мюнхгаузена" , финал, во мне шевельнулась мысль - может быть, это не совсем корректно подниматься в небо человеку? Но оттого, что поднимался ввысь Олег Иванович, эта акция приобрела свою закономерность, допустимость. Скажу то, что говорили наши предки - пусть успокоится его светлая душа. Те выси божественные, куда он поднимается, он их достоин. Он имеет на это право. Он имеет за своими плечами всенародную любовь русских людей, людей российских.

Марина Тимашева: Владимир Этуш говорил, что Янковский, как и его Мюнхгаузен, ушел по лестнице туда, откуда пришел - на небеса. А вот Леонид Броневой говорил о судьбе, и совершенно в ином тоне.

Леонид Броневой: Он был талантливым, красивым, благородным, деликатным человеком. Она не имеет права забирать раньше времени! Почему она распоряжается, не согласовав это ни с кем, любой жизнью? Забирает того, кого считает нужным. Кто она такая? Где она? Я понимаю, почему она невидимая. Она боится, судьба. Если бы она на секунду материализовалась, то миллионы людей объявили бы ей дуэль, или разорвали ее на части. В эти страшные минуты я скажу, наверное, кощунственную вещь - я не принимаю церковный постулат о смирении. Почему я должен с этим смиряться?! Я никогда с этим не смирюсь! Я подумал, как же воевать с этой судьбой, когда она невидимая, ее нет? Это все равно, что бить воздух. Вот маленький кусочек души Олега Ивановича, конечно, уйдет туда, но 99,9% его души останутся в миллионах сердец людей, которым он принес столько радости! А раз это останется у миллионов сердец, то судьбе придется подумать - права ли она!

Инна Чурикова: Когда-то Гриша Горин сказал: "как хорошо, что мы все вместе плывем на одном корабле". Вот мы плывем, но мы теряем самых лучших. Не понимаю – почему. Не понимаю… Олег - мощный человек, мужественный человек! Я думала, что он выиграет эту историю, потому что он очень любил жизнь. Он радовался жизни. Любил сцену. Он любил работать. Во всем была радость и любовь. Вообще, он как-то удивительно хорошо жил, на мой взгляд, правильно, потому что жизнь - подарок. Как он красиво жил! У него не было ничего такого, какого-то черноватого цвета. Такие люди должны жить! Вот в чем дело.

Марина Тимашева: "Черноватого цвета в нем не было, у него - светлый путь", - сказала Инна Чурикова, и, когда панихида закончилась, я еще раз, уже от дверей, посмотрела на портрет Олега Янковского. При взгляде сбоку, лица видно не было, и не было видно темного фона фотографии. Осталось белое пятно, а на стекло падал свет большой люстры театра. Ослепительный белый свет.
XS
SM
MD
LG