Ссылки для упрощенного доступа

Русские фильмы на Каннском фестивале


Олег Янковский в фильме "Тот самый Мюнхаузен" (1979)
Олег Янковский в фильме "Тот самый Мюнхаузен" (1979)

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие кинокритик Андрей Плахов.

Андрей Шарый: Имя Олега Янковского звучало сегодня и в Каннах, где близится к завершению ежегодный международный кинофестиваль. В одной из программ этого фестиваля демонстрируется новый фильм Павла Лунгина "Царь", где Ивана Грозного играет Петр Мамонов, а митрополита Филарета – Олег Янковский. О русских фильмах на Каннском фестивале и об Олеге Янковском я беседовал с известным кинокритиком Андреем Плаховым.

Андрей Плахов: Фильм Павла Лунгина "Царь", фильм Николая Хомерики "Сказка про темноту". Две российские картины, которые представлены в этом году в Каннах. По-моему, оба фильма прошли достаточно успешно. Правда, обе картины были показаны в программе "Особый взгляд", не в конкурсной, где проще судить о степени успеха по оценкам критиков. В "Особом взгляде" тоже есть свое жюри, и есть свои призы, но их не так много. Конечно, эта программа все-таки находится в тени конкурса. Тем не менее, по многим данным, в частности, по реакции прессы можно сказать, что оба фильма вызвали интерес. Публика тоже их очень хорошо приняла.
Печальное событие, которое последовало как раз в эти дни - смерть Олега Янковского, предало дополнительную степень внимания к фильму Лунгина "Царь".

Андрей Шарый: Как вы оцениваете игру Петра Мамонова. Он там Иван Грозный.

Андрей Плахов: Мне кажется, что это очень хорошая работа. Вообще, этот фильм, по сути, держится на актерском дуэте Янковского и Мамонова. Причем, трудно сказать, кто из них лучше, потому что они играют очень разные роли, естественно, контрастные и обе чрезвычайно выразительные. Это действительно очень классный дуэт. В этом смысле фильм можно назвать актерским, хотя Лунгин постарался ввести туда и много других интригующих компонентов. В частности, там очень подробно, я бы даже сказал, дотошно показаны пытки того времени, приспособления для пыток, казни. Там есть сцена, когда жертв царя обрекают на съедение медведем. В общем, есть на что посмотреть в этом смысле. Нравы того времени переданы довольно смачно. Кроме того, это вообще фильм достаточно дорогой, со многими постановочными эффектами, с большой массовкой.

Андрей Шарый: Кончину Олега Янковского как-то заметили на Каннском кинофестивале?

Андрей Плахов: Да, безусловно. Очень многие иностранные коллеги подходили, говорили, что умер ваш великий артист, которого знают, конечно, может быть, недостаточно хорошо на Западе, несправедливо недостаточно, но, тем не менее, это имя на слуху. Конечно, образ, сыгранный Олегом Янковским в "Ностальгии" у Тарковского, безусловно, это одна из икон мирового кинематографа, европейского арт-хаусного кино. Об этом очень хорошо помнят.

Андрей Шарый: Что вы можете сказать о картине Хомерики?

Андрей Плахов: Маленький камерный фильм, в отличие от фильма Лунгина, где все-таки есть постановочная сторона. У Хомерики это камерная драма в самом прямом смысле слова, разыгрывающаяся в наши дни на фоне наших унылых микрорайонов современной застройки. Большая часть действия происходит в милиции. Главная героиня работает в милиции. Ее коллеги, ее сотрудники являются героями фильма или то окружение, которое там. Есть немножко криминальный мир, и дети неблагополучные. В общем, это все создает довольно мрачную картину современной нашей действительности, к сожалению, достаточно реалистичную, что подчеркивается еще и тем, что герои изъясняются как в жизни, то есть практически матом. Это, безусловно, произведение гуманистическое, преисполненное сочувствия человеку, в данном случае к этой несчастной женщине, которая пошла работать на эту неблагодарную работу, будучи совершенно незащищенной сама. Она вынуждена защищать других, сама будучи абсолютно незащищенной, одинокой, несчастной как женщина во всех смыслах этого слова. Ее попытки как-то найти какой-то контакт с этой жизнью, найти какой-то даже компромисс, найти какое-то человеческое сопереживание в мире, где его очень мало - это и составляет основу сюжета фильма Хомерики.

Андрей Шарый: В Каннах в этом году показали, таким образом, два российских фильма - историческая драма с сильным актерским дуэтом и остро социальную драму из современной российской жизни. Вам кажется случайным то, что именно эти фильмы с такой тематикой попали, или есть в этом какой-то знак?

Андрей Плахов: Думаю, что появление обоих фильмов на Каннском фестивале - это, в общем-то, продолжение как бы генеральной линии Каннского фестиваля, который любит приглашать тех режиссеров, которых он когда-то открыл, которых он поощрил еще в самом начале их творческого пути. Именно Лунгин и Хомерики входят в эту так называемую каннскую номенклатуру. Лунгин много раз участвовал в конкурсе Каннского фестиваля, получал призы. Хомерики тоже участвовал и тоже получал призы, хотя и в короткометражном конкурсе, и в программе "Особый взгляд". Хотя я думаю, что в российском кино сегодня есть и другие фильмы, которые представляли не меньший интерес, в частности, фильмы молодых наших авторов, которые тоже рассказывают о современной российской действительности.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG