Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Каннах помнят Олега Янковского


Кинокритик Андрей Плахов

Кинокритик Андрей Плахов

Имя Олега Янковского звучало в Каннах, где близится к завершению ежегодный международный кинофестиваль. В одной из программ этого фестиваля демонстрируется новый фильм Павла Лунгина "Царь", где Ивана Грозного играет Петр Мамонов, а митрополита Филарета – Олег Янковский. О русских фильмах на Каннском фестивале и об Олеге Янковском рассказывает кинокритик Андрей Плахов.

- Фильм Павла Лунгина "Царь", фильм Николая Хомерики "Сказка про темноту" - две российские картины, которые представлены в этом году в Каннах. По-моему, оба фильма прошли достаточно успешно. Правда, обе картины были показаны в программе "Особый взгляд", а не в конкурсной, где проще судить о степени успеха по оценкам критиков. В "Особом взгляде" тоже есть свое жюри, и есть свои призы, но их не так много. Конечно, эта программа все-таки находится в тени основного конкурса. Тем не менее, по многим данным, в частности, по реакции прессы можно сказать, что оба фильма вызвали интерес. Публика тоже их очень хорошо приняла. Печальное событие, которое последовало как раз в эти дни - смерть Олега Янковского - придало дополнительную степень внимания к фильму Лунгина "Царь".

- Как вы оцениваете игру Петра Мамонова, который играет Ивана Грозного?
Образ, сыгранный Олегом Янковским в "Ностальгии" у Андрея Тарковского, - одна из икон мирового кинематографа

- Мне кажется, что это очень хорошая работа. Вообще, этот фильм, по сути, держится на актерском дуэте Янковского и Мамонова. Причем, трудно сказать, кто из них лучше, потому что они играют очень разные роли, естественно, контрастные и обе чрезвычайно выразительные. Это действительно очень классный дуэт. В этом смысле фильм можно назвать актерским, хотя Лунгин постарался ввести туда и много других интригующих компонентов. В частности, там очень подробно, я бы даже сказал, дотошно показаны пытки того времени, приспособления для пыток, казни. Там есть сцена, когда жертв царя обрекают на съедение медведем. В общем, есть на что посмотреть... Нравы того времени переданы довольно смачно. Кроме того, это вообще фильм достаточно дорогой, со многими постановочными эффектами, с большой массовкой.

- Кончину Олега Янковского заметили на Каннском кинофестивале?

- Да, безусловно. Очень многие иностранные коллеги подходили, говорили, что умер ваш великий артист, которого знают, конечно, может быть, недостаточно хорошо на Западе, несправедливо недостаточно, но, тем не менее, это имя на слуху. Конечно, образ, сыгранный Олегом Янковским в "Ностальгии" у Андрея Тарковского, - одна из икон мирового кинематографа, европейского артхаусного кино. Об этом очень хорошо помнят.

- Что вы можете сказать о картине Николая Хомерики?

- Маленький, камерный фильм, в отличие от фильма Лунгина, где все-таки есть постановочная сторона. У Хомерики это камерная драма в самом прямом смысле слова, разыгрывающаяся в наши дни на фоне унылых микрорайонов современной застройки. Большая часть действия происходит в милиции, где работает главная героиня. Ее коллеги, ее сотрудники являются героями фильма. Есть немножко криминальный мир и неблагополучные дети. В общем, это все создает довольно мрачную картину современной российской действительности, к сожалению, достаточно реалистичную, что подчеркивается еще и тем, что герои изъясняются как в жизни, то есть практически матом. Это, безусловно, произведение гуманистическое, преисполненное сочувствия человеку, в данном случае к несчастной женщине, которая пошла работать на эту неблагодарную работу. Она вынуждена защищать других, будучи сама абсолютно незащищенной, одинокой, несчастной как женщина во всех смыслах этого слова. Ее попытки найти какой-то контакт с этой жизнью, найти какой-то компромисс, найти какое-то человеческое сопереживание в мире, где его очень мало, - это и составляет основу сюжета фильма Хомерики.

- В Каннах в этом году показали, таким образом, два российских фильма - историческую драму с сильным актерским дуэтом и остро социальную драму из современной российской жизни. Вам кажется случайным то, что фильмы именно с такой тематикой попали на фестиваль, или есть в этом какой-то знак?

- Думаю, что появление обоих фильмов на Каннском фестивале - это, в общем-то, продолжение генеральной линии фестиваля. Сюда любят приглашать тех режиссеров, которых этот фестиваль когда-то открыл, которых он поощрил еще в самом начале их творческого пути. Именно Лунгин и Хомерики входят в эту так называемую "каннскую номенклатуру". Лунгин много раз участвовал в конкурсе Каннского фестиваля, получал призы. Хомерики тоже участвовал и тоже получал призы, хотя и в короткометражном конкурсе, и в программе "Особый взгляд". Хотя я думаю, что в российском кино сегодня есть и другие фильмы, которые представляли не меньший интерес, в частности, фильмы молодых наших авторов, которые тоже рассказывают о современной российской действительности.
XS
SM
MD
LG