Ссылки для упрощенного доступа

Самара – к чему приведет слежка за детьми


В эфире Самара, Сергей Хазов:

В начале мая в учебных классах гимназии №35 Тольятти установили видеокамеры. Теперь родители школьников смогут наблюдать за своими детьми в режиме реального времени, используя компьютер или сотовый телефон с выходом в сеть интернет. Родители тольяттинских школьников говорят, что система видеонаблюдения, когда в любой момент можно увидеть, чем занят в школе ребенок, помогает лучше следить за детьми. По словам педагогов, было бы здорово установить интерактивные видеокамеры наблюдения за учениками во всех школах. Однако далеко не все родители с восторгом воспринимают инициативу учителей. Говорит самарец Андрей Демидов.

Андрей Демидов: В 15-й школе Самары тоже видеокамеры везде поставлены. За детьми наблюдает охранник. Это уже в интернет, никуда не выходит. С одной стороны, я, конечно, понимаю, что хорошо немножко детей контролировать. С другой стороны, как-то кажется, что ребенок становится какой-то куклой, это игрушка взрослых получается. Ребенок как-то должен уметь решать какие-то проблемы, сам как-то развиваться. А если он знает, что за ним все время каждую минут наблюдают, я боюсь, не приведет ли это к тому, что вырастут инфантилы.

Сергей Хазов: Андрей Демидов говорит, что постоянный видеоконтроль со стороны учителей и родителей является ограничением личной свободы ребенка.

Андрей Демидов: Если ребенок будет чувствовать, что за ним все время смотрят, то, мне кажется, что у него психоз начнется. Просто обычный психоз, тяжелое психическое состояние. Это совершенно, по-моему, ужасно. Будут прятаться тогда. Наверное, как-то будут прятаться, маскироваться. Будут думать какие-нибудь блоки поставить, какую-нибудь систему защиты электронную. Я бы лично не хотел, чтобы такой контроль стоял тотальный.

Сергей Хазов: С этой точкой зрения согласен и психолог Валерий Козлов.

Валерий Козлов: Тоже видеонаблюдение хорошо, может быть, для безопасности учеников, когда охрана в школах видит пришкольную территорию. Но когда мы говорим, что видеокамеры устанавливают в классах, получается система глобального надзора над школьниками. Представьте себе, какой психологический прессинг у ребенка, особенно у ученика младших классов, когда он знает, что каждый его шаг контролируется. Это покруче, чем телешоу "За стеклом". Ребенок на уроке балуется и роняет на пол линейку, а его папа или мама, которые наблюдают это он-лайн, звонят ребенку на сотовый, начинают его воспитывать, начинают его ругать, что он плохо себя ведет в школе. Жизнь ребенка в школе превращается в кошмар. Ребенка лишают свободы. У таких детей начинаются разные комплексы и фобии. Дети становятся замкнутыми. Дети хотят уединиться, хотят, чтобы их мир был вне поля зрения взрослых. Нужно соблюдать золотую середину - контролировать детей, но так, чтобы контроль не был тотальным, чтобы школы не превращались в такие микрополицейские территории, где в роли надсмотрщиков детей выступали их собственные родители.

Сергей Хазов: Самарчанка Ирина Петрова говорит, что не хотела бы, чтобы класс, где учится ее дочь, был оборудован видеокамерами.

Ирина Петрова: У ребенка есть свой какой-то генный код. Ребенок хочет быть личностью, индивидуальностью, принимать свои решения, высказывать свое мнение. Я не хочу, чтобы за моим ребенком следили от и до, потому что это постоянное наблюдение формирует в ребенке комплекс. Потому что ребенок может ошибиться, он может кашлянуть, он может как-то себя неловко повести. Когда родители постоянно понукают, это очень плохо. Ребенок должен быть свободным, то есть ребенок должен дойти, позвонить, но следить за ребенком, за каждым его движением, за эмоциональным настроем, категорически я против этого.

Сергей Хазов: Самарские правозащитники считают установку видеокамер в школьных классах нарушением прав детей и намерены обратиться к уполномоченному по правам человека в Самарской области и к депутатам Губернской думы с требованием проверить законность оборудования учебных классов системами видеонаблюдения.
XS
SM
MD
LG