Ссылки для упрощенного доступа

Страсти вокруг ЕГЭ разгораются с новой силой


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лейла Гиниатулина.

Евгения Назарец: Сегодня, 26 мая, все выпускники российских школ начали сдавать обязательный единый государственный экзамен. Теперь тестовая форма сдачи выпускных экзаменов больше не эксперимент, а обязательная процедура. Но страсти вокруг ЕГЭ не только не утихают, но и разгораются с новой силой. В этом году ЕГЭ в России будут сдавать 1 миллион 45 тысяч человек. Его сторонники утверждают, что это неизбежный шаг в реформировании образования, а противники полагают, что ЕГЭ подрывает устои российской высшей школы. Спорный вопрос о законности единого госэкзамена в условиях, когда еще не приняты новые образовательные стандарты, перспективы, видимо, не имеет. Верховный суд на днях отклонил жалобу инициативной группы родителей, но они решили на этом не останавливаться и обратиться в Европейский суд по правам человека.

Лейла Гиниатулина: Впервые эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 2001 году в пяти регионах России по восьми дисциплинам. С 2009 года ЕГЭ стал в России единственным пропуском в вузы. Помощник руководителя Рособрнадзора Сергей Шатунов утверждает, что государственная итоговая аттестация в школах была всегда, сейчас изменилась лишь ее форма.
Есть мнение, что ЕГЭ разрушает вообще систему российского образования и пропадает индивидуальный подход к самому обучению и к детям.

Сергей Шатунов: То, что дети называют индивидуальным подходом, на самом деле может рассматриваться с разных сторон. Насколько этот, так называемый индивидуальный подход объективен и насколько он реально оценивает знания поступающего абитуриента, и насколько он справедлив с точки зрения отношения к абитуриенту, я думаю, что это вопрос спорный. Ни для кого не секрет, насколько устоялась, наверное, наша система поступления в высшие учебные заведения, насколько она соответствует реальным государственным стандартам образования, что поступить в наши высшие учебные заведения есть возможность не у тех, кто обладает достаточным уровнем знаний, а у тех, кто обладает достаточно весомым кошельком. Когда выпускник заканчивал школу, у него всегда существовала так называемая государственная итоговая аттестация, которая подводила черту под тем образовательным процессом, который происходил в течение одиннадцати лет. Сейчас изменилась лишь форма этой государственной итоговой аттестации. То есть, если раньше эти были обычные выпускные экзамены так называемые, то сейчас так называемый государственный единый экзамен. Изменилась форма. Государству все равно необходимо проверить уровень знаний, которые получил школьник по окончанию школы. Поэтому разговоры о том, что должен быть выбор... Если вы не хотите, чтобы существовала независимая, сторонняя оценка того, как ученик освоил школьный курс, то вы можете не идти на экзамен и, соответственно, не получать никакого свидетельства об образовании.

Лейла Гиниатулина: Выпускница 11 класса московской школы Анна Флоринская, которой предстоит в этом году сдать ЕГЭ, рассказала, что два последних года учебы в школе превратились в натаскивание по тестам.

Анна Флоринская: С самого начала года пошла некоторая путаница. Не могли определиться, сколько предметов мы сдаем, в какой форме. Думали вообще в этом году сначала, что будем сдавать в форме проектов. И вот только 1 марта вышел окончательный указ, в котором было подписано, что кому предстоит сдавать.
В школах нет достаточного количества часов, дабы подготовиться к экзаменам. Нас учителя теперь учат не думать над ходом решения, а учат отбрасывать неверные варианты. И конкретно, чтобы написать этот тест ЕГЭ, как бы ты хорошо ни учился по школьной программе, все равно готовиться к нему нужно отдельно.
Еще одна большая проблема - то, что выпустили всего несколько тренировочных вариантов заданий. Всем известные выпускникам разноцветные книжечки и они все выпускаются, выпускаются в разных обложках, но с одними и теми же вариантами. Ты прорешал десять вариантов и все, больше нет возможности просто тренироваться.
Есть вопросы, просто непродуманные. К примеру, был вопрос ЕГЭ по литературе: какого цвета глаза у Анны Карениной. Мой классный руководитель, преподаватель по литературе, она специально перечитала произведение. Нет, вообще не указано, какого цвета у нее глаза.

Лейла Гиниатулина: Профессор, директор Центра довузовской подготовки Российского государственного торгово-экономического университета Николай Машкин назвал ЕГЭ временным явлением.

Николай Машкин: Школьников начинают готовить именно на тесты, а глубоких знаний они не получают. И зачем изучать все дисциплины, когда можно изучить две-три по тестам именно? Я думаю, все-таки когда-нибудь разберутся, вот это покажут, как определяющим у нас будет, что в вуз поступать надо по знаниям, а не по тестам, которые где-то проводились. В том году было, в Калмыкии прислали по русскому языку, знание русского языка почти 90-100 баллов. Но это реально. А Москва, Московская область вообще низкие баллы показали и по математике, и по русскому. Это чистой воды подтасовка.
ЕГЭ - это гибель для нашего образования. Получается, что школьник, получивший справку, он даже не может среднее техническое образование получить, если он не сдал по русскому и математике ЕГЭ.

Лейла Гиниатулина: Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович считает, что ЕГЭ - это необходимый и неизбежный шаг от школы к вузу.

Григорий Канторович: Который Россия должна пройти и который она пройдет. И ребятам, которым сдавать, хочется им пожелать успехов, проявить себя в полной мере. Не надо детей сейчас дергать, надо им дать спокойно сдавать.

Лейла Гиниатулина: Многие средства массовой информации утверждают, что в этом году от 25 до 40 процентов выпускников школ не получат аттестат по причине того, что они не подготовлены к этому ЕГЭ.

Григорий Канторович: Проблема не в том, получат они аттестат или не получат. В этом есть проблема, но вторая. Знания у них есть или нет? Вот это трагедия сегодняшней нашей школы, что, похоже, что эти двойки заслужены при любой системе сдачи. Если у нас реально четверть ребят не знают программы средней школы, то, может быть либо программу менять, либо что-то делать, но не выдавать бумагу просто так. Эти люди призывают, давайте выдадим им фальшивую бумажку, чтобы их не обижать. Мы одиннадцать лет делали вид, что учили, теперь еще выдадим им бумажку, что у них якобы есть знания.

Лейла Гиниатулина: Президент Российского фонда образования Сергей Комков, который представлял интересы родителей, обратившихся в Верховный суд с иском против ЕГЭ, утверждает, что порядок проведения единого государственного экзамена нарушает конвенцию о защите прав человека.

Сергей Комков: Единый государственный экзамен переводит всю систему российского образования с фундаментальных, классических рельсов на прикладные. То есть фактически идет натаскивание и развитие моторных функций памяти, ни более того. Это очень опасно, поскольку даже в США глава "Майкрософт" Билл Гейтс еще в 2005 году сказал, что если Америка не прекратит играть в эти тестовые угадайки, то их ждет национальная катастрофа. Мы продолжаем в эти игры играть.
Кроме того, в процессе проведения ЕГЭ в России грубейшим образом нарушается целый ряд статей основного закона Российской Федерации - Конституции РФ, статья о возможности получения полноценной информации. Потому что сегодня ЕГЭ проводят при полном отсутствии единых государственных стандартов. Хотя международная конвенция по правам человека совершенно четко в разделе образования гласит: "Каждое государство разрабатывает государственные стандарты образования и каждый гражданин вправе с этими образовательными стандартами познакомиться в полном объеме".

Лейла Гиниатулина: По словам президента Российского фонда образования Сергея Комкова, Верховный суд России до сих пор не выдал истцам на руки мотивированного решения по поводу отказа в удовлетворении иска против ЕГЭ. После получения мотивированного решения истцы направят жалобу в кассационную коллегию Верховного суда России, а затем они собираются обращаться в Европейский суд по правам человека.
XS
SM
MD
LG