Ссылки для упрощенного доступа

Джозеф Сиринционе: Запуск ядерной ракеты самоубийственен для Пхеньяна


Джозеф Сиринционе, 2006
Джозеф Сиринционе, 2006

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.
Андрей Шарый: Южнокорейская армия, находящиеся на территории Южной Кореи американские войска повысили уровень боеготовности в связи с угрозами со стороны КНДР. Власти Северной Кореи заявили, что не считают себя связанными условиями перемирия 1953 года. Пхеньян предупредил, что ответит военным ударом на попытки блокировать транспортировку по морю компонентов вооружений. Обострение отношений между Северной и Южной Кореей совпало (или не случайно так появилось) с испытаниями корейской ядерной ракеты. Мировое сообщество продолжает выяснять, насколько теперь опасен Пхеньян, обладающий ядерными зарядами и ракетами ближнего радиуса действия. Что вообще эксперты знают о ядерных возможностях Северной Кореи, о ее планах и о размере потенциальной угрозы со стороны Пхеньяна? В Москву сегодня прибыли американские эксперты, они будут обсуждать с российскими коллегами вопросы сокращения стратегических вооружений. Однако понятно, что в силу вновь сложившейся ситуации северокорейская проблема - одна из самых важных. На вопрос корреспондента Радио Свобода Данилы Гальперовича отвечал сегодня американский эксперт по вооружениям Джозеф Сиринционе.

Данила Гальперович: Консультант администрации США по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями, эксперт в области противоракетной обороны Джозеф Сиринционе входил в группу экспертов Барака Обамы, когда тот был еще кандидатом на пост президента. Он, как и многие специалисты, подключился к оценке реальной угрозы, исходящей от Северной Кореи, и вот его ответ на вопрос Радио Свобода, каким ядерным потенциалом сейчас располагает Пхеньян...

Джозеф Сиринционе: Никто не знает этого наверняка. И когда я говорю «никто», то я говорю о российской, американской или китайской разведках - и поэтому мы делаем свои оценки, исходя их активности, наблюдаемой в Северной Корее. Но сейчас мы полагаем, что до последнего времени Северная Корея располагала запасами плутония, достаточными для производства от шести до восьми ядерных зарядов. Хорошая новость по поводу их подземного взрыва - это то, что теперь плутония стало значительно меньше. Мы основываемся на подсчетах того, как долго реакторы в Северной Корее производили плутоний. При этом мы не знаем, насколько эффективным был у них процесс получения плутония, но то, что он как-то шел, это ясно. Насколько этот плутоний хорош, мы тоже не знаем.

Данила Гальперович: Теперь по поводу самого испытания, проведенного недавно Пхеньяном. По оценке Джозефа Сиринционе, данные о силе взрыва в 10-20 килотонн, опубликованные Россией и Южной Кореей, могут быть сильно завышены, но радоваться этому пока рано - наоборот, стоит насторожиться.

Джозеф Сиринционе: Ядерное испытание было достаточно мощным, чтобы его можно было считать успешным. Мы точно не можем оценить эту мощность, но это будет известно в течение нескольких дней, возможно, недели. Существует международная система устройств наблюдения, установленная в рамках договора о запрете ядерных испытаний. Эти устройства фиксируют гидроакустическое давление, сейсмические сигналы и делают пробы воздуха. В течение нескольких дней, даже, возможно, пары дней мы будем иметь результаты, которые нам позволят судить о произошедшем гораздо более точно. Например, нужно будет получить пробы, в которых есть специфические газы, например, криптон, чтобы сказать, что это был именно ядерный взрыв, а не подрыв большого количества обычной взрывчатки. Но, если наши предварительные расчеты верны, испытание было эквивалентно двум-четырем килотоннам, что относительно немного, если вспомнить, что взрыв от бомбы, сброшенной на Хиросиму, был примерно в 15 килотонн. Однако, возможно, как раз такой относительно небольшой заряд делается с прямой целью поместить его в боеголовку.

Данила Гальперович: При этом Джозеф Сиринционе практически убежден в том, что пока режим в Пхеньяне не собирается развязывать ядерную войну с соседями.

Джозеф Сиринционе: Угроза состоит пока не в прямой опасности запуска ядерной ракеты из Северной Кореи. Такой запуск был бы абсолютно самоубийственным для Пхеньяна, и там это должны понимать. На разработку боеголовки и успешной ракеты, способной поразить не только соседей Северной Кореи, у режима Ким Чен Ира уйдет от пяти до восьми лет. Угроза в том, что как раз соседи уже беспокоятся, и вопрос в том, что Южная Корея и Япония собираются делать или делают уже. И для России, Соединенных Штатов и всего мира основной опасностью может стать, если можно так выразиться, цепная реакция распространения ядерного оружия. Мы уже слышим о том, что в высших эшелонах власти Японии идут дебаты о том, не должно ли у этой страны появиться ядерное оружие. Япония - наиболее антиядерная страна в мире, и если уж в Токио заговорили о возможности иметь ядерное оружие, то это серьезно - там такое оружие могут сделать примерно за шесть месяцев. У Южной Кореи это также не займет много времени.

Данила Гальперович: Однако пессимисты говорят не только о расползании ядерного оружия по миру, но и о том, что надеяться на разумность северокорейского руководства не стоит. Эта страна находится в историческом тупике, и в поисках выхода из него или просто для поддержания преданности и боевого духа в голодных согражданах Ким Чен Ир может быть способен на самые непредсказуемые действия.

XS
SM
MD
LG