Ссылки для упрощенного доступа

“Оперный бум” памяти Лучано Паваротти






Марина Тимашева: В Петербурге начинается "Оперный бум". А что это такое объяснит Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Лучшие концерты и спектакли на большом экране, в высококачественном цифровом изображении и звучании, давно уже доступны западным зрителям. Для России это пока явление новое. Проект “Оперный бум” предполагает комментированный показ шедевров оперной классики, премьер ведущих оперных театров в режиме он-лайн, а также симфонических и вокальных концертов с участием мировых звезд. Первый такой просмотр был устроен в киноцентре Джем-холл и это только перовая ласточка. Говорит генеральный директор киноцентра Вадим Кондратенко.

Вадим Кондратенко: Мы хотим на большом киноэкране показывать оперные спектакли из лучших театров мира. Эта практика года три уже живет во всех европейских странах, почему-то до сих пор у нас этого еще не происходило. Концерт 26 числа является таким предварительным показом в преддверии сезона в Метрополитен опера, с которой мы надеемся заключить контракт, который начинается в октябре месяце. Как правило, это формат одной-двух трансляций в режиме он-лайн на весь мир, через спутник, и мы технически подготовились для того, чтобы осуществить этот проект. У нас есть необходимая для этого апертура, чтобы представить как кино практически, и со звуком, который специально записан для кинотеатров. Это то, к чему мы стремимся. Мы хотим выстроить уже регулярные показы в он-лайне, лучших оперных спектаклей мира. Количество стран, которые уже показывают оперные спектакли очень велико, включая даже наших ближайших соседей финнов - в семи городах Финляндии в кинотеатрах показывают трансляции из «Метрополитен».

На самом деле я думаю, что в Санкт-Петербурге достаточное количество любителей музыки, особенно классической. Я достаточно регулярно посещаю филармонию и вижу, каким успехом пользуются хорошие концерты.

Татьяна Вольтская: Действительно, трудно не соблазниться именами участников концерта памяти Лучано Паваротти.


Вадим Кондратенко: Это, безусловно, его регулярные партнеры по сцене - Каррерас, Доминго, Андреа Бочелли, и достаточно большое число участников, которые были личными друзьями Паваротти, которые работают в других жанрах, в частности, небезызвестный всем, наверное, Стинг, который имел очень хорошие дружеские отношения с Паваротти. Ряд имен - Джованотти, Синтия Лоуренс. Я видел предварительно этот концерт на пресс-просмотре, это некий сплав разных направлений музыки, но сделанный с чрезвычайно большим вкусом и очень красиво.

Татьяна Вольтская: Видимо, вообще этот жанр - трансляция концертов такого уровня - нечто совершенно новое, требующее к себе особого отношения и, может быть, даже создания новой традиции.


Вадим Кондратенко: Я неоднократно обращал внимание, что в электричках Испании или Норвегии играет исключительно классическая музыка. Это в порядке вещей, и я абсолютно уверен, что это работает на формирование массового сознания и культуры. Ничего подобного мы не наблюдаем у нас. Я думаю, что наш эксперимент, безусловно, должен все-таки привнести в нашу общую копилку хоть и небольшие, но, тем не менее, дивиденды. К сожалению, масс культура не работает на формирование нормального культурного базиса. То, что кинотеатр должен являться более демократичной формой для представления оперного искусства, безусловно, это так. Есть некоторые ограничения, связанные с тем, что мы не сможем продавать билеты дешевле, чем билеты на кино, они должны быть дороже, причем это связано с требованиями тех, кто нам дает этот материал. В принципе, во всем мире билеты в кинотеатрах на оперные спектакли отличаются в три раза.

Татьяна Вольтская: Искусство не может быть дешевым, экономить на нем нельзя, - так считает известный петербургский композитор Сергей Слонимский, особенно обеспокоенный тем, чтобы на таких сферах как музыка и театр не экономили во время кризиса.

Сергей Слонимский: Особенно приятно уменьшать на культуру. Вот на футбол и на дзюдо как-то не уменьшают. А вот на культуру - да, потому что это как бы никому не нужно. И если это так будет, то, конечно, у нас уже на улицах будут убивать. Потому что если будут воспитываться только первыми каналами с их сериалами и реалити-шоу, то, конечно, даже если будет фразеология религиозная время от времени в каких-то официальных передачах, то не будет Бога в душе ни у кого. И тогда, собственно говоря, и души-то не будет. И тогда уже будет опасно и днем выходить на улицу, и уже никакого не будет ни милосердия, ни сострадания. Поэтому экономия на культуре это самоубийственная вещь.


Татьяна Вольтская: О необходимости, как это ни банально звучит, противостоять массовой культуре и заниматься молодежью, никогда не упускает случая сказать и Антон Адасинский, когда приезжает на гастроли в Петербург.


Антон Адасинский: Люди, которые через десять лет встанут перед нашими лицами, которым сейчас, скажем, восемь-девять, они ничего не знают, не читают, они просто пытаются делать маленький бизнес в десять лет. Потом им будет восемнадцать. Вот это поколение нас ухайдакает. И мы никак помочь ему не можем. Поэтому сейчас обучать детей, думать о том, что делают ребята молодые - вот это интересно.

Татьяна Вольтская: Золотые времена, по мнению Адасинского, были краткие и промелькнули вместе с перестройкой.

Антон Адасинский: Все на все забили, все забыли и занялись другими делами. Поэтому молодые люди могли делать то, что они делают. И пели правильно, и занимались, где угодно, и все отдавалось бесплатно в аренду всякими ЖЭКами. Можно было прийти, снять студию, какой-то подвальчик, просто договориться за бутылку, и там вместе делать спектакль.

Татьяна Вольтская: А теперь молодым, желающим что-то сделать в искусстве, часто приходится уезжать на Запад, потому что в России это стало слишком трудно и дорого.

Антон Адасинский: Там просто народ думает, что культура важна, он просто помогает тебе это делать. Вот нам помогают в Германии, нам денежку дают. Там все наоборот. Там страна для людей.

Татьяна Вольтская: Может быть, проект “Оперный бум” хоть немного посодействует улучшению общей атмосферы, хотя бы в отдельно взятом Петербурге. Люди, любящие музыку, приветствуют эту идею. Говорит литературовед Алексей Филимонов.

Алексей Филимонов: Музыка гармонизирует. Из наслаждений жизни главное для нас - музыка, как сказал Пушкин, гармония. Она должна облагораживать сознание и просветлять город, при всех его проблемах. К сожалению, поэзия сегодня не может быть организующим началом, потому что власть ее боится. А музыка способствует этому.

Татьяна Вольтская: Как вы считаете, на такие концерты - они достаточно дорогие, там около тысячи будет стоить билет - пойдет молодежь?


Алексей Филимонов: Я думаю, что для тех, кто любит музыку это не деньги, они их найдут, они обязательно сходят. Это огромное событие.


Татьяна Вольтская: Времени ходить на концерты у современного человека почти нет, но кинопоказ оперы это прекрасно, - считает поэт, преподаватель русской литературы Алексей Машевский.


Алексей Машевский: Это замечательно. Помню, что на какой-то Новый Год нам показывали “Ариадну на Наксосе” Штрауса прямо из Метрополитен-опера. Это был самый замечательный Новый Год, который за последнее время я помню. Причем это было лет восемь назад. Потому что, конечно, все эти “огоньки” смотреть уже невозможно было, и я переключал на то, как они пели, и это было счастье. Вот такого счастья бы, конечно, побольше. Но, опять же, как туда залучить современного, изможденного жизнью человека, которому надо бежать в разных направлениях, это я не знаю.

Татьяна Вольтская: Но это уже другой вопрос. Проект должен расти и развиваться. В перспективе планируется даже создать петербургский оперный клуб, который будет держать город в курсе мировых музыкальных событий.
XS
SM
MD
LG