Ссылки для упрощенного доступа

Путешествие в диктатуру


Джеффри Гедмин на вечере в честь 55-летия вещания РС в Белоруссии
Джеффри Гедмин на вечере в честь 55-летия вещания РС в Белоруссии
Один из самых задаваемых вопросов в течение моей поездки в столицу Белоруссии: "Действительно ли новая администрация Белого дома пожертвует идеализмом во внешней политике в пользу прагматизма?" Ответ на этот вопрос в равной степени интересует и белорусскую оппозицию, и правительство страны. Уже на следующей неделе США должны решить – оставлять ли в силе санкции против "последней диктатуры в Европе". Евросоюз тоже ожидают несколько серьезных решений.

НАТО воспринимает Белоруссию как потенциальную угрозу соседней Литве. Российские танки, размещенные в Белоруссии, могут
НАТО воспринимает Белоруссию как потенциальную угрозу соседней Литве
достичь литовской столицы буквально за полтора часа. Эта небольшая страна может оказаться под угрозой и по другим, невоенным причинам – 20% импортируемого в Европу из России газа проходят через эту бывшую советскую республику.

Кроме того, Белоруссия печально знаменита своими нарушениями прав человека. В рейтинге свободы прессы организации Freedom House эта страна идет на 188 месте из 195 возможных. Организация Transparency International считает Белоруссию еще более коррумпированной, чем Россию. Минск похож на дыру во времени – улицы здесь носят старые советские названия Ленина, Маркса, Энгельса.

Джеффри Гедмин во время своей недавней поездки в Белоруссию

Во время поездки, я встретился за ужином с лидерами белорусской оппозиции в одном из ресторанов. Обстановка была почти уединенной, если не считать двоих официантов, которые "невзначай" расположились в полутора метрах от нас. На встрече бывших политических заключенных, приуроченной к 55-летию вещания Радио Свобода на Белоруссию, в посольстве США в Минске я познакомился с бывшим министром торговли, который в свое время провел два года в тюрьме за то, что хотел порвать с режимом. Еще один, молодой и харизматичный бизнесмен, провел за решеткой шесть лет за свои симпатии оппозиции. Белоруссией правит жестокий человек – Александр Лукашенко.

В 1995 году он приказал своим ВВС сбить воздушный шар, залетевший на территорию страны – погибли два американца.

США и Евросоюз должны сделать два важных вывода.

Первый из них касается развития демократии. Головокружительные 1990-ые, когда казалось, что свобода идет маршем по всей планете, обернулись десятилетием угасания демократии. Наиболее неприятные процессы начались в России и вокруг нее.

Демократизация Белоруссии, Грузии и Украины почти гарантировано поможет обуздать имперские амбиции России. Чемпион
Давайте же окружим Россию государствами, показывающими действующий пример сильной демократии
мира по шахматам Гарри Каспаров, ставший политическим оппонентом Путина, размышляет о двух методах демократизации России – внутреннем и внешнем. Каспаров настаивает, что внешние события вокруг страны имеют не меньшее значение, чем процессы внутри нее. Давайте же окружим Россию государствами, показывающими действующий пример сильной демократии. 20 лет прошло с тех пор, как Джордж Буш-старший выступил со своей знаменитой речью "Европа, единая и свободная" в Майнце. И его проект лишь наполовину выполнен.

Однако перспективы политических перемен в Белоруссии не так безрадостны, как кажется многим. Оппозиция слаба, это правда. В вопросе ее подавления господин Лукашенко никогда не показывал слабины. Несмотря на все свидетельства и факты, официальные лица всерьез выражают сомнения в том, что массовые захоронения на окраинах Минска – дело сталинских приспешников. И белорусский режим, единственный из всех бывших советских республик, с гордостью сохранил название "КГБ" для своей спецслужбы.

И все же у каждого диктатора есть своя "ахиллесова пята". Для официального Минска такая пята – это экономика. Россия, с которой
И все же у каждого диктатора есть своя "ахиллесова пята". Для официального Минска такая пята – это экономика
у Лукашенко "близкие, но малопродуктивные отношения" (так охарактеризовал их один европейский дипломат), сократила объемы своей экономической поддержки Белоруссии в последние два года. Более того, Минск явно не смог безболезненно преодолеть последствия мирового финансового кризиса. По данным того же европейского дипломата, около 25% государственных служащих работают неполный день. Лукашенко в тяжелом положении, если не может сохранить социальные гарантии даже для своего аппарата.

Что делать в этой ситуации? Все общественные деятели, с которыми я встречался, убеждены, что недавнее освобождение политических заключенных в Белоруссии произошло исключительно благодаря давлению США и Евросоюза. И это давление должно продолжаться. США должны снять свои санкции в адрес Белоруссии только на серьезных условиях. Вашингтон не должен довольствоваться возвращением американского посла в Белоруссию, откуда его выслали в марте в ответ на санкции. От Белоруссии стоит требовать свободы прессы, расследования случаев исчезновения оппозиционеров, прекращения практики содержания в тюрьмах политических противников.

Со своей стороны Евросоюз должен настаивать на том, что любая экономическая помощь будет оказана лишь в тесной связке с политическими реформами и соблюдением прав человека в Белоруссии.

Это медленный, очень тяжелый путь. Но сейчас совсем не подходящее время для недальновидных жестов в стиле "реал политик".

Джеффри Гедмин, президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода (Wall Street Journal)

(перевод с английского Никиты Татарского)

XS
SM
MD
LG