Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Исчезновение печатной прессы предрекает крупнейший мировой издатель


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов, Александр Генис.

Юрий Жигалкин: Крупнейший мировой издатель, владелец газет, телеканалов, информационных агентств Рупер Мэрдок пророчит гибель печатных изданий, причем, в недалеком будущем. Любящий газеты, но хорошо умеющий считать деньги предприниматель уверен в том, что печатный вариант газет не переживет конкуренции с интеренетным вариантом попросту в силу своей дороговизны. Рассказывает Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: В интервью собственной телесети Fox Business News Мэрдок заявил, что газетам, испытывающим падение тиражей и доходов от печатной рекламы, придется начать брать плату с читателей своих интернет-версий. Газеты в интернетной версии постепенно вытеснят печатные издания, добавил он.

Руперт Мэрдок: Вместо бумажной газеты вы получите доступ к ней через портативный экран, на котором она будет полностью поступать по беспроводным системам и обновляться каждый час или два. Ряд лучших электронных компаний уже работают над этим. И вам придется платить за доступ к любимой газете в интернете.

Аллан Давыдов: Мэрдок заявил это во время закрытой встречи руководителей ведущих американских газет в Чикаго, на которой обсуждалось будущее терпящей катастрофические убытки индустрии печатной периодики.
Насколько реальны прогнозы медиамагната? Об этом я спросил Джеймса Гамильтона, директора Центра прессы и демократии в Университете Дюка, штат Северная Каролина (James Hamilton, Director, Center for Media and Democracy, Duke University, NC).

Джеймс Гамильтон: Думаю, что нынешний уровень развития медиатехнологии во многих случаях не будет благоприятствовать взиманию платы с пользователей информации в Интернете, как бы этого не хотелось талантливому предпринимателю Мэрдоку. Стоимость доставки электронной страницы равна практически нулю, стоимость производства интернетной газеты падает многократно, при жестокой конкуренции на интернетном новостном пространстве попытки взимания платы за чтение новостей в Интернете чаще всего терпят провал из-за наличия альтернативных бесплатных источников информации. Исключением считаются онлайновые версии таких газет как Wall Street Journal, но она специализирована, там много эксклюзива. Трудно представить, что можно кого-то заставить платить за общедоступные новостные материалы. Чем менее уникальна информация и чем больше источников, способных предложить ее, тем меньше вероятность, что за нее придется платить.

Аллан Давыдов: Руперт Мэрдок утверждает, что через полтора десятилетия люди будут читать газеты только с экранов портативных компьютеров и ручных коммуникаторов. Однако трудно представить, что большинство людей откажутся от ритуала открытия свежеотпечатанной газеты.

Джеймс Гамильтон: Полностью согласен. медиапродукт определяется не только содержанием, но и способом подачи материала. Шуршание пахнущей краской газеты, перелистывание страниц – это ритуал. Видимо, все идет к сбалансированному сосуществованию печатных и онлайновых СМИ. И те и другие выживут, постепенно изменив форму. Не исключено, что издатель ежедневной печатной газеты для рентабельности придаст ей черты журнала, сократит периодичность выхода до 2-3 раз в неделю, например, в четверг, пятницу и воскресенье - дни, дающие 80 процентов недельных поступлений от рекламы. Но эту модель еще предстоит обкатать.

Аллан Давыдов: Свежая иллюстрация. После февральского закрытия терпевшей убытки популярной денверской газеты Rocky Mountain News часть ее редакционных сотрудников решила основать в Интернете газету-преемницу – InDenver Times. Все что требовалось для жизнеспособности онлайнового издания – это набрать 50 тысяч подписчиков, согласных платить за доступ к газете в Интернете по пять долларов в месяц. Подписная кампания закончилась провалом, поскольку желающих набралось менее трех тысяч.

Юрий Жигалкин: Интернет – могильщик газет, спаситель, конкурент. Будущее взаимоотношений старейшего и новейшего средства информации составляют величайшую загадку масс-культуры. Этот феномен я обсудил с Александром Генисом.
Король прессы Руперт Мэрдок пообещал, что чрез 10 лет газеты прекратят свою бумажную жизнь и полностью перейдут в Интернет. Эту перспективу мы обсуждаем с моим коллегой Александром Генисом.
Готовясь к сетевой революции, Мэрдок сообщил, что пора бесплатных газет в Интернете кончилась. В течение года его сайты будут брать деньги с читателей. Найдутся ли желающие платить за то, что сейчас они получают даром?

Александр Генис: Конечно, но только в том случае, если у нас не будет выбора. Нынешняя ситуация коммерчески и впрямь не справедлива. Ведь и в Сети самыми ценными источниками информации служат газеты. Иногда мне кажется, что только они и спасают нашу информационную среду от разложения, которой ей угрожает безответственность Интернета. Собственно, поэтому бесплатный сайт "Нью-Йорк Таймс" посещают 20 миллионов в месяц, и я не понимаю, почему этого не делают остальные. Беда в том, что газеты питают Сеть, почти ничего не получая взамен: интернетская реклама покрывает лишь 20% расходов. Сетевая подписка, которую уже ввела принадлежащая Мэрдоку "Уолл-стрит джорнел", может спасти газеты…

Юрий Жигалкин: … но может и убить их. Если бумажная пресса уйдет в интернет, исчезнет сам институт газеты.

Александр Генис: Верно. Газета существует не только для чтения. Англичане, например, считают, что их солидные крупноформатные, как "Нью-Йорк Таймс" газеты, помогает им прятаться от соседей по купе. Помимо этой - эксцентричной – функции, у газетной бумаги есть и другие: стол постелить, костер развести, стекло упаковать. Газета – верная подруга. Она всегда рядом – за завтраком, в метро, на шезлонге. Ее лучшие черты – общедоступность, простота в употреблении и 100-процентная надежность. Про компьютер такого не скажешь.

Юрий Жигалкин: Но это - дело времени.

Александр Генис: Возможно, что и так. Но электронная газета изменит не только способ чтения, но и ее содержание. Приспосабливаясь к миниатюрной технике, вроде мобильного телефона, газета и сама скукожится, сведется к заголовкам, новостному комиксу. И это значит, что газета может утратить то, ради чего она существует – подробности, рациональный дискурс, аргументированный обмен мнениями.

Юрий Жигалкин: Ну а сами Вы читаете книги и газеты на экране.

Александр Генис: Сам я во всех случаях жизни предпочитаю бумагу. Но трудно не признать достоинства электронных книг. Они неизбежно заменят домашние библиотеки, и, учитывая просевшие балки в нашем доме, может это и к лучшему.
Газета, однако, дело другое – ее не читают, а листают. Она подразумевает пунктирные отношения – взглянул, взял с собой, отложил на потом, выдрал листок, отчеркнул объявление. Читатель не пользуются газетой, а сожительствует с ней. Боюсь, что оба не смогут перенести разлуки.
XS
SM
MD
LG