Ссылки для упрощенного доступа

В Москве может быть упразднен институт по правам ребенка


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.

Александр Гостев: В Москве может быть упразднен институт по правам ребенка. В ответ на инициативу депутатов Мосгордумы от фракции "Яблоко" о принятии закона "Об уполномоченном о правах человека в Москве" парламентарии "Единой России" проголосовали за ликвидацию должности уполномоченного по правам ребенка, которую сейчас занимает Алексей Головань. Правозащитники выступили против такого решения депутатов от партии власти и намерены добиваться сохранения этого поста.
Ольга Вахоничева: С инициативой ввести в Москве должность городского омбудсмена выступил депутат Мосгордумы от фракции "Яблоко" Евгений Бунимович. Однако он не предполагал, что это предложение каким-либо образом может отразиться на принятом в апреле законе "Об уполномоченном по правам ребенка в Москве".

Евгений Бунимович: Была сделана большая работа, уже два года мы делали этот закон, он сейчас принят. Но произошел очень такой сложный, неприятный казус, уже в последнем чтении устной поправкой "Единой Россией" было предложено убрать пост уполномоченного по правам ребенка, то есть закон, точнее говоря, убрать с тем, чтобы уполномоченный по правам человека осуществлял, видимо, все функции. Я выступил против этого, но, тем не менее, это было принято. В Москве уже успешно работает и долгое время работал уполномоченный по правам ребенка. Нет никакого основания, чтобы прекращать его деятельность. К сожалению, это произошло. Кроме необходимости появления уполномоченного по правам человека, что никто не оспаривает, но ликвидация поста уполномоченного по правам ребенка никак отсюда не следовала, не следует и оказалась очень неприятной, по крайней мере, для меня и для нас ситуацией.

Ольга Вахоничева: Под влиянием волны общественного протеста, поднявшейся после неожиданного внесения поправки "Единой России" об упразднении института по правам ребенка, мэр Москвы Юрий Лужков предложил придать работе городского омбудсмена особый приоритет в сфере защиты интересов детей, а так же наделить его правом обращаться в суд. Согласно поправкам московского градоначальника, аппарат Уполномоченного по правам ребенка продолжит свою работу вплоть до вступления в должность первого городского омбудсмена, что должно произойти этой осенью. Такой вариант фракция "Яблоко" считает компромиссным, однако депутаты намерены отстоять институт уполномоченного по правам ребенка, как самостоятельную структуру. Говорит депутат Мосгордумы, лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин.

Сергей Митрохин: Нам и в голову не могло прийти, что когда мы инициировали закон об уполномоченном по правам человека, это приведет к таким странным результатам. Поэтому сейчас мы не снимаем этот вопрос с повестки дня. Мы считаем, что должен существовать отдельный, самостоятельный уполномоченный по правам ребенка. Есть очень четкое объяснение, почему такой пост нужен. Дело в том, что ребенок отличается от других людей тем, что он не может сам защищать свои права. Это совершенно специфическая категория граждан - дети. Конечно, это особая специфика, это особые, очень тонкие подходы. Здесь недопустимо, чтобы уполномоченный в этой сфере кому-то подчинялся, кому-то бесконечно отчитывался по тому, что он делает. Он должен назначаться как самостоятельная фигура Московской городской Думой и самостоятельно отчитываться. Это так же исключительно важно, чтобы поток информации о правах ребенка не потонул в другой информации. Поэтому, конечно, мы сейчас будем изыскивать возможность все-таки вернуть в полном объеме в законодательство этот пост. Возможно, это потребует дополнений в закон об уполномоченном по правам человека, чтобы в этом законе были прописаны отдельные статьи об уполномоченном по правам ребенка. Возможно, это должен быть отдельный закон.

Ольга Вахоничева: По словам Сергей Митрохина, Алексей Головань на посту уполномоченного по правам ребенка успешно справлялся со своими обязанностями, однако, был не очень удобен власти.

Сергей Митрохин: Его доклады были очень содержательные, отчеты перед Мосгордумой, часто они вызывали негодование депутатов "Единой России". Возможно, именно это и послужило причиной.
Пример конкретный. Он большое внимание уделял работе судов, в том числе Московского городского суда. Обращал внимание на то, что отдельные приговоры выносились не в интересах детей. Обращал внимание на работу правоохранительных органов, прокуратуры. И эти ведомства очень часто высказывали недовольство отчетами, докладами Голованя. Это служило причиной неоднократных скандалов. Потому что у нас привыкли, что все уполномоченные, вообще любые органы, назначенные "Единой Россией", должны бесконечно рапортовать только об одних достижениях. А когда кто-то говорит о больших проблемах и недоработках, прямом произволе, то, конечно, такая фигура становится не очень приемлемой и ее пытаются убрать.

Ольга Вахоничева: А вот как попытки упразднить институт по правам ребенка в Москве оценивает председатель комитета "За гражданские права", член координационного совета общероссийского союза "Гражданское общество - детям России" Андрей Бабушкин.

Андрей Бабушкин: Во-первых, существует мощное сопротивление среди прокуратуры и судов, которых постоянно уполномоченный критикует за бездушие по отношению к детям. Во-вторых, существует непонимание функций уполномоченного со стороны органов исполнительной власти и партии "Единая Россия", которая сегодня преобладает в Московской городской Думе. В-третьих, конечно, здесь идет очень сильное давление на Юрия Михайловича Лужкова со стороны тех чиновников исполнительных органов власти, которых уполномоченный достает своей заботой о детях. Дело в том, что мышление чиновника устроено формально. Чиновнику хорошо то, что меньше его отвлекаешь, что меньше его озадачиваешь, что меньше его тревожишь. А уполномоченный - это человек, который тревожит, тревожит время, тревожит совесть, тревожит душу чиновника, показывает ему неправильность его действий по отношению к ребенку. Конечно, это раздражающий фактор для чиновника. И, воспользовавшись тем, что сейчас в Москве создается институт уполномоченного по правам человека, чиновники решили сделать такую хитрую спецоперацию, под видом преобразований института уполномоченного по правам ребенка на самом деле этот институт ликвидировать.

Ольга Вахоничева: Намерение ввести в Москве институт уполномоченного по правам человека глава Московской Хельсинской группы, правозащитница Людмила Алексеева полностью поддерживает, она считает, что сделать это надо было намного раньше. Но это не значит, говорит она, что должна исчезнуть должность уполномоченного по правам ребенка, которую занимает сейчас Алексей Головань.

Людмила Алексеева: Головань работает уже давно и работает, я бы сказала, самоотверженно и очень много сделал. Даже если придет уполномоченный по правам человека, Москва огромный мегаполис, здесь огромная работа, и он не может сосредоточиться на той проблеме, на которой господин Головань сосредоточено полностью - права детей. А у нас и Москва - средоточие бездомных детей, они стекаются сюда со всей России. В Москве масса других проблем. Я не понимаю, почему собираются упразднить эту должность. Неужели из-за того, что у него небольшой аппарат и это будет какая-то экономия в средствах? Но ведь права детей такая вещь, я просто слов не нахожу, я не знаю, как объяснить. Это совершенно несправедливое, безумное решение. Москва остро нуждается в уполномоченном по правам детей, и чтобы именно на этой должности был господин Головань, который уже знает проблему и умеет с ней справляться.

Ольга Вахоничева: Правозащитники и депутаты фракции "Яблоко" в Московской городской Думе намерены в первую очередь апеллировать к мэру столицы Юрию Лужкову, в надежде, что институт по правам ребенка возглавляемый Алексеем Голованем будет сохранен, как отдельное столичное ведомство.
XS
SM
MD
LG