Ссылки для упрощенного доступа

Реальная помощь или "бла-бла-бла"?


Центр правовой помощи журналистам, главная страница сайта
Центр правовой помощи журналистам, главная страница сайта
Сегодня в Москве в Общественной палате России открылся Центр правовой помощи журналистам. Он учрежден при комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова. Руководителем центра станет известный адвокат Павел Астахов.

Идея образования Центра правовой помощи журналистам принадлежит главному редактору "МК" Павлу Гусеву. Пока это портал, куда сможет обратиться любой российский журналист. В нем будут работать квалифицированные юристы и технический персонал, обеспечивающий работу интернет-сайта.

На сайте будут размещены тексты российских и зарубежных законов, регламентирующих сферу средств массовой информации, образцы процессуальных документов, примеры из правоприменительной практики. Особое внимание, как заявляют основатели центра, они будут уделять проблемам, возникшим у журналистов в связи с кризисом - речь, прежде всего, о массовых увольнениях и сокращениях.

Павел Астахов
Член комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова Павел Астахов так описал задачи центра в интервью Радио Свобода:

- Без конца происходят ущемления прав журналистов, нападения на них, даже убийства. Комиссия регулярно получает большое количество вопросов и просьбы о помощи. Журналистов ущемляют в правах, не дают возможности собирать информацию и притесняют за ту информацию, которую они обнародуют. Как известно, на местах журналистов обычно преследуют главы администраций, руководители разного рода региональных структур. Работники СМИ пытаются защищаться в судах, но в последнее время они их, как правило, проигрывают. Для того, чтобы они четко знали, что можно и что нельзя журналисту (прежде всего, конечно, в соответствии с законом о СМИ), мы выпустили в прошлом году Справочник
Без конца происходят ущемления прав журналистов, нападения на них, даже убийства
издателя, редактора, журналиста. И тогда же решили, что откроем в мае этого года центр бесплатной помощи журналистам.

Пока центр будет существовать только виртуально, мы открываем его как интернет-приемную. Там будут дежурить юристы, они будут собирать все жалобы и обращения по делам, связанным с журналистами. А кроме того, в оперативном порядке отвечать на юридические вопросы. Если сходу дать ответ будет трудно, мы будем передавать обращения в коллегии адвокатов - прежде всего, в ту коллегию, которую я возглавляю. Если появится необходимость участвовать в судебных процессах, то будем и это делать.

Олег Панфилов
Руководитель Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов не разделяет оптимизма Павла Астахова:

- Эта идея не столько абсурдна, сколько нелепа. Это попытка исказить ту ситуацию, которая на
Люди, работающие в Общественной палате, почему-то представляют себя защитниками прав человека. Но на деле они ничем это звание не подтвердили
самом деле сложилась с российской журналистикой. Люди, работающие в Общественной палате, почему-то представляют себя защитниками прав человека. Но на деле они ничем это звание не подтвердили. Создавать структуру, защищающую журналистов, конечно, полезно, но для этого нужно что-то сделать реальное. А в рельности как раз ничего не происходит. Мы не видим ни продвижения в расследовании дела Политковской, ни продвижения в расследовании дела журналиста из Саратова Вадима Рогожина, ни продвижения в расследовании десятков нападений на журналистов, которые происходят каждый год на территории России. Я думаю, что эту инициативу надо оценивать, как и деятельность Общественной палаты в целом. Это попытка заменить настоящее гражданское общество суррогатом. Если бы Общественная палата смогла за время своего существования сдвинуть с мертвой точки расследование убийств более 40 наших коллег, которые произошли за последние 17 лет, – то да, я бы сказал, что эта структура имеет право на существование.

Те, кто родился в Советском Союзе и помнит о существовании брежневской конституции, знают, что по той конституции каждый советский гражданин имел право выходить на улицу и выражать свое мнение. Но людей, которые бы реализовали в брежневские времена это свое право и спокойно вернулись домой, не было. В России еще со времен 1917 года есть стойкая традиция прописывать в законах и говорить одно, а делать другое. Так и в этом случае. Я воспринимаю сказанное Павлом Астаховым, как очередное "бла-бла-бла". Не более того.
XS
SM
MD
LG