Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Ваши письма. 16 Май, 2009


«Уважаемый Анатолий Иванович! Всё-таки весьма однообразные суждения даже серьёзных людей приходится слышать на волнах радио «Свобода». Например, все вы там одинаково скептически относитесь к деятельности президента Медведева. Да, согласен с вами, он ничего более или менее заметного не сделал и вряд ли сделает. Вместе с вами я не удивлюсь, если он уйдёт (или его уйдут) уже в этом году. Но мы должны понимать, что вместе с тем он сделал больше того, что мог бы. Он показал, что не согласен с точкой зрения идеологов Россия как острова в бурном море. Для них это просто катастрофа! Вместо того, чтобы с новой силой продолжить песню о том, что нам никто не нужен, у советских собственная гордость, мы услышали клятву на верность демократии. Вы скажете, что это только слова. Но в идеологии слова – это и есть дела, а важность идеологии в России не мне вам объяснять. Архипов Андрей Николаевич. В настоящее время живу во Франции, а вообще я из Волгограда». Спасибо за письмо, Андрей Николаевич, я согласен с вами больше, чем вы, наверное, ожидали. Россия подошла к развилке. Даже слово «Византия» заставили сиять заново. Кино сделали! Постарались, насколько, возможно, вбить в миллионы голов, что Россия – отдельная, самостоятельная цивилизация: Византия сегодня. Вспомнили, кажется, всё, кроме слов английского историка Тойнби о том, чтО именно делает Россию отдельной цивилизаций, что роднит её с Византией. Первое: Россия, как и Византия, в своих глазах всегда и во всём права. Второе: неизменно тоталитарный режим, вечная враждебность к Западу, неизбывное равнодушие к личности. Оставалось сделать последний шаг: объявить византизм официальной идеологией России. Лучшее место для такого объявления – храм Христа Спасителя, ведь Византия – это государственное православие. И вот сделать этот последний, уже почти формальный, шаг не решились. Зависли между двух стульев. Устроили спектакль по ослаблению гаек. Опять болото, опять межеумочность. Представляю себе бешенство сознательных византийцев. Оставалось ведь всего ничего. Высочайшими устами произнести то, что давно звучит на всех каналах: Россия – оплот истинной веры и правильной жизни; Запад с его демократией ей не указ; власть в России одна и нераздельна; государство превыше всего. Сразу возникли бы интереснейшие вопросы. Будут ли, например, менять конституцию, чтобы изгнать из неё западный дух? Куда двинут православие? Православный западник – лицо ведь не совсем, так сказать, законное. И вот в самый последний момент заколебались… Медведев пропел хвалу демократии. Патриарх заявил, что вместе с католической церковью будет трудиться над тем, чтобы насытить христианской духовностью истощившийся западный мир. Это всё должно смутить не только православных фашистов, но и просто убеждённых православных.
Пишет Калачёв Владимир Сергеевич: «Лично вас, Анатолий Иванович, слушаю почти регулярно, хотя радиостанцию «Свобода» в целом не жалую, так как мне не очень по душе всякие «мудрости» о демократии, об оппозиции и тому подобном. Не в том дело, господа. Нет вождей. Честных нет! Вот когда вы читаете письма народа, то это, как говорится, глас Божий, а все рассуждения господ Каспаровых, Немцовых, Касьяновых – это, пардон, сотрясение воздуха. Нам надо говорить просто и конкретно: кто есть кто, сколько загрёб, сколько наворовал. Совсем потеряли совесть наши правители. Вот долго говорили-твердили о так называемом «плане Путина». А где он? Я так думаю, Анатолий Иванович, что он скорее всего есть, но секретный. Путин по роду своей предыдущей деятельности должен любить секретность. И одним из пунктов его плана есть уменьшение количества пенсионеров. Я геолог, кандидат наук, трудовой стаж почти пятьдесят лет. И что же я имею? Нищенство. А мне толкуют: смотри, как бегают по футбольному полю двадцать два молодых миллионера, радуйтесь, что судья на футбольном поле, побегав девяносто минут, «зарабатывает» девяносто тысяч рублей (это – из прошлогодней газеты). Если бы мне пришлось встретиться с В.Путиным или вот теперь с Д.Медведевым, то я бы поставил им один вопрос: для кого и для чего все эти реформы»?». Приписка: «Пришёл сосед и, узнав, что я пишу на радио «Свобода», сказал, что письма к вам просматриваются определёнными органами. Напугали наше поколение… Ну, да пусть знают, как живут и что думают те, кто строил эту страну. Калачёв Владимир Сергеевич». Это письмо у меня долго лежало. Вы меня простите, Владимир Сергеевич, что оглашаю его только сейчас. Правда, оно из тех писем, которые с течением времени становятся только злободневнее. К сожалению… Читая такие письма, думаешь об одном. Если бы можно было отобрать всё, что наворовали и присвоили ваши «благодетели», и раздать самым бедным, хватило бы очень ненадолго. Вот в чём беда. Неравенство вроде российского ужасно не тем, что богатство одних является причиной бедности других, тут нет прямой связи, а тем, что оно обижает обездоленных, подводит их к мысли о таких мерах, которые могут только ухудшить их положение. Отнять и поделить… Представляю себе, Владимир Сергеевич, с каким выражением лица вы это сейчас слушаете. Снова, скажете, трёп «о демократии, об оппозиции и тому подобном». Но что же делать, если и этот трёп обосновывается статистически! Где больше свободы, там меньше бедных – конечно, при прочих равных условиях, а среди этих условий и такое, как умение людей с толком пользоваться свободой. Есть народы, у которых это получается, и есть народы, у которых это не получается… Не получается – и всё. На вопрос, почему не получается, наука отвечает дельно и убедительно. Воровство, взяточничество, неуважение к личности и собственности, к закону, хотя законы могут быть и хорошие, вялость и равнодушие миллионов. А на вопрос, как же сделать, чтобы в каждом народе накопился необходимый заряд порядочности, трудолюбия, предприимчивости, ответственности, наука говорит: пока не знаю. Каждый раз, когда это напоминаешь, многие сердятся. А уж если сошлёшься, опять же, на исследования, показывающие, что уровень жизни в любой стране зависит не от того, как распределяется богатство, а от того, сколько его в наличии, тут обязательно нарвёшься и на ярость. И чем богаче население в целом, тем меньше разрыв между высокими и низкими доходами. Но это, к сожалению, не значит, что насильственным сокращением этого разрыва можно поднять общий уровень жизни. Нет – только добропорядочностью, предприимчивостью и мастерством миллионов.
«Нам нужны сверхвысокие цены на нефть!!! – с тремя восклицательными знаками пишет Антон Правдолюбец (я не уверен, что это настоящая фамилия). - Опыт двадцати последних лет показывает вредоносность низких цен для России! Вот 1993 год. цена нефти - 15 долларов. Результат - проельцинская партия «Выбор России» проигрывает выборы. 1996 год. Цена нефти - 15 долларов. Результат - проельцинская партия «Наш дом – Россия» проигрывает выборы! Почему? Потому что Ельцин ничего не сделал, чтобы мировая цена нефти была высокой. А вот Владимир Владимирович Путин и его команда ещё в январе 1999 года позаботились, чтоб цены на нефть в предстоящую эпоху были высокими! Потому что российскому народу это хорошо! Также большой вклад в достижение высоких цен на нефть вложило правительство России под руководством выдающегося арабоведа Евгения Максимовича Примакова! В результате в марте 1999 года нефтедобывающие страны выработали правильную нефтяную политику! В последующие годы, вплоть до 2008-го, они придерживались этой стратегии, и мы увидели на ценнике рекорд - 147 долларов в июле 2008 года! За эти годы Россия достигла выдающихся результатов во всём. Вот как развивались события в отличии от ельцинского периода. Декабрь 1999 года. Цена нефти - 25 долларов. Превосходная победа партии «Единство», а в марте следующего года - триумфальная президентская победа Владимира Владимировича Путина. Декабрь 2003 года. Цена нефти - 35 долларов. Триумфальная победа партии «Единая Россия». Декабрь 2007 года. Цена нефти - 90 долларов за баррель. Ошеломляющая победа партии «Единая Россия». Сверхвысокие нефтяные цены сверхположительно сказались на всех наших сферах. Отсюда вывод: и в предстоящие годы нам нужны ещё более высокие нефтяные цены! В 2011 году предстоят выборы депутатов в Государственную Думу. Необходимо, чтобы славная традиция продолжилась! Должно быть так. Декабрь 2011 года: цена нефти - 260 долларов бочка, всенародная победа партии «Единая Россия» - 97 процентов голосов. И тогда Россия будет процветать и станет самой современной и сильной державой на планете Земля!!!», - тремя восклицательными знаками заканчивает своё письмо Антон Правдолюбец. Он не пишет, должен ли я на всякий случай сообщить слушателям «Свободы», что он написал сатиру. Как ни много власти у Кремля, на мировые цены она не распространяется.
В отличие от Антона Правдолюбца, автор следующего письма не радуется, что Россия продаёт нефть и другое сырьё, пусть и за доллары, потому что сырьё потребуется следующим поколениям, а доллары, мол, фальшивые. Слушайте это письмо: «Здравствуйте, уважаемый Анатолий Иванович! Передачи вашей станции были мне вполне понятны в советские времена, при коммунизме. Я сам был против того режима. Но теперь я понял: вы вообще против России. Сырьишко-то Запад получают от нас за бабло. Вот так-то. Наше проеврейское правительство разоряет Россию, продавая наше будущее. Вся Россия в руках евреев. Захвачено всё: правительство, дума, телевидение, газеты, радио, театры, кинематограф, банки, заводы. Даже бывший президент Путин наполовину еврей. Полный сионизм. Уважаемый Анатолий Иванович, то, что Россия- страна глупая, ленивая и бездарная,- знают все. Это ни для кого не секрет. И что она страна исторических ошибок и бескультурья - тоже всем известно. Но при всех этих недостатках Россия не делает столько зла другим народам, как Америка. Америка - это кратер зла на планете. Оттуда всё зло: бомбы, порнуха, голливудятина, цивилизуха, кризисня и фальшивый, не обеспеченный товаром, доллар. Вот так Анатолий Иванович, такие вот дела. Ну, что, будете читать моё письмо в эфире? Правильно, не надо. Всё равно духу не хватит. Кишка тонка. Про Америку никакая «свобода слова» не скажет, что это тоталитарное имперско-милитаристское государство. Нет её нигде, свободы слова, и не может быть. Да и не должно быть по большому счёту, наверное. На прощание скажу, что по всем вам, работникам радиостанции, плачет ледоруб. Ох, как плачет! С уважением к вам Бурилов Георгий, город Миасс». Понял вас, Георгий. Россия плохая, Америка ещё хуже, а всех хуже – евреи. Не совсем я понял только, из-за них ли Россия, как вы пишете, страна глупая, ленивая и бездарная, страна исторических ошибок и бескультурья, или из-за кого-то ещё. Некоторые, судя по российской пропаганде, грешат, например, на украинцев, эстонцев, грузин. Ваше письмо я прочитал не для того, чтобы показать вам, что у меня на это хватает духу, а из-за трёх слов, которые в нём нашёл: голливудятина, цивилизуха, кризисня. Вот на что способны бессмертные, великие и могучие русские суффиксы! Письмо составлено на компьютере, отправлено по Интернету. Вы забыли, господин Бурилов, включить в своё перечисление, что из Америки ещё и такая порча прёт на Миасс, на Урал, на всю Россию, как компьютерня и интернуха. Уж от неё-то, мне кажется, вам ничего не стоило уберечься.
«Уважаемое радио «Свобода»!- следующее письмо. - Хочу высказаться парой слов о «железном занавесе». Вы придумали это название, которое много лет не сходило с газетных страниц. И теперь вы хотите, чтобы опять об отношениях с Россией никто ничего не мог сказать, кроме того, что между нею и миром существует «железный занавес», а выкован он Москвой». Кириллов Алексей Иванович. Город Астрахань».
Ох, дорогой Алексей Иванович, об отношениях с Россией на Западе так мало говорят, так мало этим заняты, что, какое выражение ни придумай, ничего не изменится. Мне даже кажется, что так будет и в том случае, если порядки в России вдруг станут примерно такими, как, например, у её соседки Польше, - обычными демократическими порядками. Западный мир так далеко ушёл в своём развитии, и у него столько своих дел, забот, трудностей, глупостей… Житель Запада на ваш вопрос об отношениях с Россией скажет, что это дело чиновников: правительства, министерства иностранных дел, там есть отдел или подотдел, чаще - подотдел… Русских, к счастью, больше не боятся, поэтому отношение публики к России определяется тем, что она умеет, чем может похвалиться, что продаёт, кроме нефти и газа (к сожалению, мало что), насколько она, короче, современна. На столе перед человеком компьютер, а в голове – семнадцатый век (я говорю о нашем слушателе из Миасса). А выражение «железный занавес» было придумано не на радио «Свобода». Так выразился Черчилль о действиях Сталина сразу после Второй мировой войны. Но само это выражение было в русском языке даже не до второй мировой войны, а до первой. Имелся в виду «железный занавес» между церковью и образованной частью общества (если я не совсем точен, пусть меня поправят те, кто знает это дело лучше меня).

«В прошлой передаче вы прочитали странное письмо, - пишет Мальвина Исидоровна Речкина из Санкт-Петербурга. - Одна образованная мусульманка то ли из Казани, то ли из Уфы жалуется вам, что в её дворе живёт некий пьяница-мусульманин. В пьяном виде он кричит во всю Ивановскую, что он гордится своим мусульманством, что он брат чеченцев и жертва русских генералов. Что-то не верится мне, что один этот пьяница мог, как пишет ваша слушательница, полностью дискредитировать ислам в глазах людей, которые вынуждены наблюдать его выходки. Вот я представляю себе пьяницу- русского – как он выходит во двор, осеняет себя крестом, кричит, что он а) русский, б) православный, в) брат сербов, а жертва (г) тоже, естественно, русских генералов. Неужели этого хватило бы, чтобы произошла полная дискредитация христианства в глазах мусульман и атеистов, живущих в одном дворе с ним?».
Мне кажется, Мальвина Исидоровна, что вы слишком буквально поняли письмо Линары Зиннуровны. Она, конечно, написала, что один пьяница-мусульманин совершенно дискредитировал ислам в глазах жителей своего двора, и написанного пером не вырубишь топором, но хотела она сказать, по-моему, другое. В запальчивости чего не напишешь, чего не скажешь… В таких случаях лучше видеть не то, что человек написал, а - что хотел написать. Линара Зиннуровна, по её словам, обескуражена тем, что многие её единоверцы-мусульмане плохо отзываются о живущих рядом с ними христианах только потому, что те христиане. Линара Зиннуровна говорит своим единоверцам: оборотитесь на себя, разве среди вас все святые, разве среди вас нет таких, что своим поведением порочат не только ислам, а само звание «человек»? И вспоминает пьяницу-мусульманина со своего двора, говоря, что он подрывает ислам в глазах христиан и атеистов, которые видят его поведение. Она это говорит, по-моему, просто для того, чтобы крепче выразить своё негодование. Вообще же, современная демократическая точка зрения заключается в том, что всякий человек представляет перед людьми и Богом себя, а не Россию, Татарстан, Штаты или Китай, не христианство, ислам или буддизм. Демократическая современность не нагружает человека миссией, которую он на себя не возлагал, и ответственностью за дела, к которым он не имеет никакого отношения.

Следующее письмо: «Я живу пять лет в Соединенных Штатах Америки, в штате Орегон, в городе Сейлем. Здесь проживают люди самых разных национальностей: мексиканцы, китайцы, корейцы, японцы, вьетнамцы, русские, афро-американцы и прочие из всех стран мира. В общем, здесь жизнь нормальная. Плохо, что дома слишком дорогие. Я учусь в колледже и немного подрабатываю. Приехала с родителями, братьями и сёстрами. Мы жили на Украине. Мои родители простые рабочие. Я учусь на медсестру. Знаю таких людей, которые вам пишут плохое об Америке. Им не нравится здешняя жизнь, они ко всему относятся негативно, но идут годы, а они не уезжают – всё только собираются. Мне тоже не всё нравится – например, образование здесь на низком уровне, но всё-таки много способов для получения хорошего образования и можно получить помощь, если финансовое положение семьи плохое. Экономический кризис здесь тоже есть. Например, мой брат работал на стройке, но теперь потерял работу, и это, конечно, отразилось на его финансах, он только в прошлом году женился, появился ребёнок, на всё нужны деньги. Многие люди потеряли работу, а также дома, за которые выплачивали долгое время, и вот в один день их лишились. Работу очень трудно найти, не имеет значения, какое у тебя образование, так что люди держатся за то, что у них есть. Я учусь в колледже и работаю в офисах, убираю там. Я пока не замужем, жениха у меня нет. Ну, вот такое письмо написала вам. Город наш красивый, вечно-зеленый, множество величественных красивых деревьев, кустов, цветов. В этом штате есть озера, реки, водопады, горы, горячие источники, а также Тихий океан. Климат теплый, мягкий, очень частые дожди, снег очень редкое явление, но в этом году снега было много, полметра. До свидания. Лиля».
Спасибо, Лиля, мне понравилось ваше письмо. На мой вкус, в нём не хватало бы главного, если бы вы не написали о своём городе, об океане, о зелени и цветах. Жизнь трудная, но вокруг вас есть и вот это всё, и это всё вы замечаете, и вам легче.

Пишет доцент Любимова из Санкт-Петербурга; «Вот я читаю, как украинский националист-парламентарий вешает на Москву все преступления советского режима и доказывает, что проникновение российского бизнеса в Украину имеет целью привязку Украины к России в противовес Западу. Этот человек употребляет такие выражения о гражданах своей страны, как «пятая колонна», «антинациональные силы». Это – о половине населения. Язык злобного митинга, если не гражданской войны. Имперские амбиции и комплексы несчастного российского населения – это факт. Но уходить, уплывать от России на Запад можно по-разному. Митинговый язык, мне кажется, не пустячок. Я бываю на Западе, читаю лекции студентам, встречаюсь с преподавателями. Одно из главных отличий обыкновенного западного человека то, что у него в голове все-таки меньше «врагов». И «язык митингов» сходит на нет. Западный человек считал бы неприличным даже под давлением сильных национальных чувств шить нынешней Москве самые агрессивные намерения. И самое главное: при пересмотре истории у западного человека украинской национальности возник бы вопрос о покаянии не только русских и России за весь советский период, но и украинцев и Украины. Австрийцы, например, хоть поздно, но начали каяться, и можно заметить, что отказ от позы «жертв нацизма» для них благотворен. Современный западный менталитет я бы вообще назвала безмитинговым. Поэтому пока на Украине будут разглагольствовать о прегрешениях только Москвы, реального движения на Запад не произойдет. И никакие НАТО с Евросоюзом помочь не смогут. Хочу добавить, что от России покаяния мне уже, наверное, не дождаться. А почему-то, глупая, жду. Екатерина Любимова».
Как ни странно, это письмо настроило меня почти на бодрый лад. Австрийцы действительно до последних лет изображали из себя жертв гитлеризма, хотя каждый из них знал, что Гитлер для них был таким же обожаемым фюрером, как и для подавляющего большинства немцев. Но смотрите, через сколько лет возникла в австрийской душе потребность в покаянии. Через шесть десятков! И это при том, что они потерпели страшное военное поражение, страна была оккупирована, десять лет в ней стояли советские войска. Советская Россия, советская Украина, они не были разгромлены на поле боя, их никто в 1991 году не оккупировал, они не писали свои конституции под диктовку победителей, им, России и Украине, никто не приказывал со всей серьёзностью, в плановом порядке заняться перевоспитанием их советского населения в демократическом духе. И прошло всего два десятка лет. Так что ещё есть время для покаяния. Хотя, конечно, если бы на той же Украина это началось буквально завтра, мы стали бы свидетелями великого исторического события. Мне трудно даже представить себе, как откликнулась бы на это путинская пропаганда. Неужели стала бы вещать, что Россия ни в чём не виновата: смотрите, мол, кто во всём виноват – кто кается, тот и виноват?!

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG