Ссылки для упрощенного доступа

Новый шум Сочи. Зарисовка из города, который готовится к Олимпийским играм



Ирина Лагунина: Международная правозащитная организация HRW провела опрос сочинцев – выяснилось, что значительное количество жителей города уже испытали вмешательство властей в их жизнь – милиция насильственно отбирает собственность, никакой информации о планах застройки и никаких разговоров о компенсации нет – это статья сотрудника Human Rights Watch, опубликованная в газете Уол Стрит Джорнэл. Международный Олимпийский Комитет, полагает автор статьи, должен продемонстрировать уважение к правам человека, открытости и духу Олимпийских игр. Представители комитета должны встретиться с сочинцами и услышать, что они думают о планах строительства олимпийских объектов. Точно так же, как МОК сейчас обеспокоен экологическими последствиями олимпийских строек, он должен учитывать негативные социальные последствия Олимпиады 2014.
При всем при этом, согласно официальным обещаниям властей, строительство олимпийских объектов в городе Сочи начнется только в этом году. Грандиозные спортивные сооружения должны быть воздвигнуты к 2012 году. Местные жители опасаются, что идея превратить курорт в столицу зимний Олимпиады 2014 года полностью изменит его прежнее предназначение. О предстоящей масштабной реконструкции курорта сочинцы размышляют с опаской. Наш корреспондент Олег Кусов, посетив Сочи, говорил с его жителями об истории курорта, достопримечательностях и проблемах, которые приносит в их жизнь олимпийское строительство.

Олег Кусов: Говорят, что многим городам присущ свой характерный запах. И у многих городов есть свой узнаваемый шум. Для Сочи, безусловно, характерные запахи и шумы всегда были связаны с морем. Возвращаясь в свои города из Сочи, мы ещё долго хранили воспоминания о Кавказской Ривьере.
Побывав на днях в Сочи, точнее на адлеровском побережье города-курорта, я услышал другой, но уже тоже характерный для сегодняшнего дня шум. Открыв окно в частной гостинице, я взглянул на знаменитую Имеретинскую низменность. Её бороздили трактора. Груженные под завязку КамАЗы, проезжая прямо под окнами пансионатов, покрыли меня и мою комнату толстым слоем пыли. Хозяйка гостиницы Наталья и её соседка Светлана, показывая комнату, реагировали на всё это эмоционально.
Согласно генеральному плану подготовки зимних Олимпийских игр 2014 года, в районе частных гостиниц Натальи, Светланы и ещё нескольких тысяч местных жителей, в скором времени будут возведены помимо парка, пять ледовых дворцов, Олимпийская деревня, несколько крупных гостиничных комплексов и два грузовых морских порта. Когда жители частных домов адлеровского побережья пытаются прояснить у чиновников будущее своих домовладений, те, как правило, отделываются общими фразами или, вовсе, молчат. А раз молчат, значит, решили местные жители, ничего хорошего ожидать не приходится. Тем более, что их многие соседи уже стали получать извещения о сносе домовладений и переезде в другие места – или на участок гораздо меньший по площади, или в квартиры.

Женщина: Получили на снос около двух тысяч человек по улице Ходыженская, якобы под временные автостоянки. То есть олимпийские объекты в стороне, здесь совершенно далеко от моря, непонятно, почему, но они получили во вторую часть. Первую часть получила улица Нижняя Имеретинская, а потом улица Ходыженская. Сегодня ко мне домой приезжали люди уже с центра Адлера, к которым тоже приходила комиссия, что якобы они попадают под снос. Это улица Авиационная. То есть там есть улица Мира, которая попадает, которым дали распоряжение и оценивают сейчас недвижимость. На снос попадает по дороге в Красную поляну поселок Монастырь. То есть, если посчитать, около пяти тысяч человек уже получили на снос. А переселять некуда. У нас на сегодняшний день не построен ни один дом многоквартирный, ни один частный, типа коттеджнего.
Почему у нас народ возмущен? Во-первых, тем, что говорили, что нас вообще не снесут. И с каждым днем в этом уверенности все меньше и меньше. Во-вторых, поля около тысячи гектаров, которые были свободны и все мы здесь жили, работали, учились, на этих полях все трудились, мой дедушка осушал эти болота в 46 году, сейчас лежит на кладбище, на котором собираются строить олимпийские объекты. Что самое интересное, это кладбище находится в 30 метрах от стадиона главного. И кладбище действующее. Я не знаю, по каким санитарным нормам это все определялось. Потому что это запрещено.

Олег Кусов: Летом 2007 года, после того как в Гватемале на заседании МОК было принято решение о проведении Олимпиады 2014 года в российском городе Сочи, власти решили преобразить этот курорт до неузнаваемости, фактически дать Сочи новую жизнь. Если этот замысел удастся, курорт может стать крупным спортивным центром России. В музее истории города Сочи мне напомнили, что город неоднократно менял своё предназначение. Возник он в первой половине 19 века как военное укрепление, затем был преобразован в посад, а в конце 19 века стал развиваться как курорт. Но обо всём по порядку нам расскажет заместитель директора музея Алла Гусева.

Алла Гусева: В 1838 году здесь был построен форт, названный в честь императрицы Александры, жены Николая Первого, форт Александрия. В 1854 году были разрушены в результате Крымской войны. Только через 10 лет отряд русских войск занял бывший форт Александрию, здесь возник пост Даховский, военное укрепление.

Олег Кусов: Изгнав коренное население с этих мест, русские cтали заселять побережье. Так на месте форта появился посад.

Алла Гусева: В 1874 году пост был преобразован в такое гражданское поселение посад. А современное свое название Сочи получает только в 1896 году. Хотя неформально называли Сочи, официально он носил название посада Даховского. Сочи, этимология этого слова происходит от названия убыхского племенного общества субатши, которое проживало здесь, именно на этой территории.

Олег Кусов: В 1898 году члены специально созданной государственной комиссии представили конкретные предложения по развитию в Сочи курорта.

Алла Гусева: Многие их предложения оказались просто пророческими. Особенно слова Пастернацкого, это известный профессор-климатолог, который сказал о Красной поляне слова, как будто они сказаны были сегодня: Красная поляна будет одной из самых лучших климатических станций не только российских, но и среди зарубежных, и будет соперничать с выдающимися курортами. И с тех пор Сочи стал развиваться как курорт, именно таким рубежным назвать 1890 год, быстрыми темпами стали строить дороги, появились гостиницы, частные лечебницы. В 1902 году был открыт курорт Мацеста, такие источники уникальные, сероводородные источники, какие только есть здесь, на территории Сочи. Принято было в советское время все затушевывать, все, что было до революции. И говорили, что нет, курорта здесь нет и только он возник при советской власти. На самом деле это не так. Дело в том, что в 1911 году даже был принят указ о взимании сезонного сбора, то есть так называемого курортного сбора. И поэтому естественно, что это говорит о многом, что это не просто провинциальный обычный город, но это уже курорт.

Олег Кусов: Но самые грандиозные изменения в Сочи задумала советская власть в начале 30-х годов. Из небольшого курорта был сделан социалистический Город Солнца с монументальными строениями, здравницами, зимними театрами и кинотеатрами, танцевальными площадками. Словом, был создан очередной красивый миф. Средства на миф советская власть не жалела. Миф просуществовал почти 70 лет.
Коммунисты захотели не только изменить облик города, но и переписать историю. В угоду Сталину стали говорить о том, что Сочи стал курортом только благодаря его гению.
Уполномоченный ЦИКа по Сочи профессиональный революционер Александр Метелёв трудился над реконструкцией города, не покладая рук. Иосиф Сталин по-своему отблагодарил верного соратника. Продолжает заместитель директора Музея истории Сочи Алла Гусева.

Алла Гусева: Судьба его была предрешена. В 37 году он был арестован, в 38 году расстрелян. Это был Александр Метелев, человек, который очень много сделал для города в этот период. Безусловно, его деятельность видна, она оставила свой след. Потому что именно при нем водопровод был закончен, который начинался еще в 29 году. Много очень сделано было в этот период.

Олег Кусов: Сегодня о советском прошлом Сочи напоминает разве что "Пролетарский буфет" на пляже гостиницы "Жемчужина". Устав от курортной дороговизны, я надеялся здесь отыскать пролетарские цены. В буфете меня встретили алюминиевые ложки и вилки. Хозяйка буфета миловидная Галина, совсем не похожая на толстых советских буфетчиц, любезно предложила ознакомиться с меню. Но затем стала приглашать на соседнее судно, словно причалившее к "Пролетарскому буфету". Судно называлось "Флибустьер" и представляло собой уже не буфет, а ресторан. Соседство коммунистов и пиратов на сочинском пляже мне показалось не случайным. Всё-таки много общего у этих категорий людей. Начал я с пролетарского заведения.

Галина: Людям приходится есть это блюдо алюминиевой ложкой. А при этом еще читаешь: с ветчиной горячий бутерброд, оцени, честной народ. Сосиски отварные, сочные, наваристые.

Олег Кусов: Две штуки 50 рублей. Цены современные.

Галина: Современные. А вот: салат с крабовыми палочками и рисом. «То ли рыба, то ли крабы, удивить всегда мы рады». И буквально каждое блюдо у нас сопровождается такими: «Не курите папиросы, лучше ешьте как матросы». Уха из семги.

Олег Кусов: А какое самое популярное у вас блюдо советское?

Галина: Самое популярное блюдо, я думаю, что котлеты все-таки. «Нет ананасам, рябчикам волю. Суп из лапши, каждому долю». С курицей и грибами. Недавно заходила к нам пара супружеская, заказали водочки и обязательно соленых огурчиков. Я говорю: вы извините, но эту будут у нас алюминиевые приборы. Так же это классно, это кайф. Взяли вилочки алюминиевые.

Олег Кусов: Наверное, коммунисты вас любят?

Галина: Да.

Олег Кусов: Приходят сюда?

Галина: Обожают. Фотографируются, запечатлевают. Хотя, вы знаете, наш мэр прошлогодний, по-моему, вы знаете, как у нас меняются мэры.

Олег Кусов: Да, очень часто.

Галина: С катастрофической скоростью. И ему не понравилась эта задумка. Отменить. А мы так и остались.

Олег Кусов: Вы придумали сами эти лозунги?

Галина: Вы же знаете эти лозунги.

Олег Кусов: Да. «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори». В пионерлагерях такие висели.

Галина: Все прочитали?

«Капитализму пламенный привет».

Галина: «Ешь не спеша, пусть работают скулы. Мы пионеры, а не акулы». Пойдемте, посмотрите «Флибустьер». Вот такой у нас внешне. А вот наше меню, ознакомьтесь.

Олег Кусов: Французские устрицы 1500. У.е, наверное?

Галина: Выпейте чашку кофе.

Олег Кусов: С удовольствием. Сыр 210 рублей, 130 грамм.

Галина: 100 грамм. Это там дополнения идут, зелень.

Олег Кусов: У вас цены сезонные бывают?

Галина: Мы в принципе работаем только с мая по октябрь включительно. Потом пляж закрывается, закрываются все точки и мы переходим в гостиницу и работаем всю зиму в гостинице. Пойдемте наверх, я вам покажу.

Олег Кусов: Олимпиада вам поможет?

Галина: Без комментариев. Мы местные жители, мы не приезжие, вы должны меня понять. Я не могу объяснять эту ситуацию.

Олег Кусов: Лишь бы все это осталось.

Галина: Очень хочется. Хочется верить, надеяться. На самом деле прогнозы очень неутешительные, честно говоря. А там посмотрим, будем надеяться.

Олег Кусов: Интересную особенность я подметил в своих разговорах с сочинцами. Спросишь про Олимпиады – сразу люди начинают говорить о Боге, о судьбе. Возможно, надеется им больше в этом городе не на кого. С двумя посетительницами буфета Ириной и Лилей я тоже попытался поговорить о предстоящих Олимпийских играх. Неконкретным и недолгим вышел разговор.
Что меня интересует: чувствуется, что это такой предолимпийский город, есть такое ощущение?

Ирина: Сочи – это город, который встречает очень многих людей. Он всегда готов к встрече. Поэтому особой разницы, что здесь будет проходить олимпиада, пока не видно, только по некоторым постройкам. А людей как раньше встречали гостеприимно, так и сейчас встречаем гостеприимно.

Олег Кусов: Я заметил, что когда я спрашивают про олимпиаду, начинают размышлять о религии, о философии, о мистике.

Лиля: Просто есть истина, если она должна состояться, она состоится в любом случае. А если не должно состояться, оно не состоится. Какие бы человек ни прилагал усилия, все будет то, что запланировал Бог. Так что, если божий промысел, он будет, а если нет, то нет.

Олег Кусов: Хозяйка адлеровской гостиницы Наталья, которая ожидает со дня на день извещения о сносе её строений, тоже надеется на Бога, но и сама не плошает. Она всем говорит, что никуда со своей земли не уйдёт.

Наталья: Вы не видели, как мы на кладбище дрались? В апреле 2008 года как обычно мы ждали очередной приезд МОК, до этого нам товарищ Колодяжный и Ткачев говорили, что не будет сноса, а люди получили распоряжение о сносе. Естественно, мы уже после всего этого не верим ни Колодяжному, ни Ткачеву. Потому что Олимпиада, которая начинается с вранья, она ни до чего хорошего не доведет. Мы собрались на кладбище, которое находится буквально 70-80 метров от смотровой площадки, где должна была приехать комиссия МОК и смотреть на ту территорию, где будут строиться олимпийские объекты. И получается, что когда поднимаешься на эту смотровую площадку, прямо по курсу находится кладбище. Мы написали плакаты, растяжки, спрятали в кустах. Перед Пасхой, а пасха 26 или 27 апреля должна была быть, я пришла на кладбище убираться. А информация по МОК всегда прячется. Берем мы тяпочки, идем работать на кладбище. Кладбище оцеплено, везде ходит ОМОН с собаками, автобусы, милиция. «Вы куда идете?». «Я иду на кладбище». «Куда?». «К деду». «А вы знаете, что тут МОК приезжает?». «Мне плевать на МОК, я иду убираться на могиле». Значит по команде, когда приехала комиссия МОК, нам сказали – давайте. Ребята начали вытаскивать растяжки огромные, чтобы показывать МОКу. На кладбище прошли человек 150-170, прорвались через милицию, через собак. Пригнали автобус, милиция окружила это кладбище. За этим кладбищем поле. Мы договорились: сначала покажем растяжки, где «Спасите Сочи», «Помогите», «Хотим диалога». Если все это порвут и спрячут, то тогда мальчишки побегут к МОКу, кто-нибудь добежит и хотя бы через поле договорится. Подходят ребята в форме, которые с нами учились: «Скажи, чтобы никто не бежал, нам дали приказ на поражение». Жутко, но это так было. И когда МОК, мы вытаскиваем растяжки. И тут бежит милиция, начинает кричать: нельзя, это несанкционированный митинг. Ребята в черной форме, переодетые в гражданке, а у нас два человека, которые с камерами ходили, все это снимали. Второй этап, пока мы дрались, начали кричать «помогите», все равно это было слышно, я уверена, что МОК это видел и слышал, потому что это все как на ладони. Второй этап: ребята бегут по полям, за ними бежит милиция, начинают их бить, закручивать руки и заталкивать в автобусы. И все это на глазах жен, матерей, старух с детьми. Там крики. Естественно, это все надо было пережить. Я подхожу к главе администрации, я со слезами смотрела на все это, как били ребят, запихивали в автобусы. Я подхожу: Евгений Владимирович, вы что делаете, это же делать нельзя. То есть юристы, которые все это видели. Был приказ не пускать к МОК. А вокруг дома, нам говорили, что никого не сносят, там есть вокруг дома, которые только строились, то есть двухэтажные, трехэтажные, блочные. У нас успели ребята из тех домов вынести растяжки и показать МОКу: «Спасите Сочи». Самое смешное, что после всего этого там бегали, кричали: кто здесь Ленин? Вы за все это ответите. Этих ребят, которых били, которых засовывали в автобус, на следующий день в мировом суде оштрафовали и осудили на тысячу рублей каждого за сопротивление властям. У нас нет счастья в глазах ни у кого, мы не хотим никуда уходить. Ребята, мы же не мешаем. Если бы мы знали, что мы мешаем олимпийским объектам. Два с половиной года забрали эти земли и пустые поля, почему не строились? Стройтесь, кто вам не дает. Почему вы занимаетесь просто изъемом, выселением людей. Стройте на пустых территориях, стройте свои стадионы. Спортивного объекта не построено ни одного.

Олег Кусов: Такое ощущение, Наталья, что придется еще драться.

Наталья: Никто не сдает позиции. Вилы у нас стоят, пусть приходят, не боятся. Если бы мы этого не говорили, если бы не сопротивлялись, нас бы давно как слепых котят утопили бы. Я вам хочу сказать, что на это было рассчитано. И даже было такое заявление6 если мы, три тысячи человек совхоза «Россия» не нужны нашему государству, мы, наши старики, наши дети не нужны своему государству, нам ничего не остается, как просить политического убежища.

Олег Кусов: Неужели ради двухнедельного спортивного мероприятия государство пойдёт на фактическое изгнание с побережья нескольких тысяч человек, которые только и существуют благодаря этому побережью? "Да не в Олимпиаде дело, - отвечали на мой вопрос многие жители города. – Под предлогом строительства олимпийских объектов происходит захват лучшего побережья. А после Олимпиады новые хозяева сделают для себя из Имеретинской низменности новый Куршавель".

Наталья: Это передел частной собственности, это просто захват земли. Нужна наша земля, им нужно море, им нужен наш берег. Только я не могу понять, неужели непонятно, что если будет два грузовых порта, они убивают море, они убивают берег.

Олег Кусов: Добираясь до аэропорта на такси, слушал лекцию водителя об уникальной сочинской флоре, закончившуюся утверждением о том, что московская Рублёвка всё ближе подбирается к побережью.
Сочи становится придатком Москвы?

Таксист: Абсолютно.

Олег Кусов: Своеобразное продолжение Рублевского шоссе, да?

Таксист: Да. Единственного субтропического района России, по-другому я это объяснить не смогу. Вот мушмула дерево, за ним пальма. 90% вечнозеленых растений. А вот эти с правой стороны – конфетное дерево. Кисточки, как на маленькую кисточку винограда похожа. В октябре месяце они созревают. Да, они небольшие, но они сладкие.

Олег Кусов: Что вы с ними делаете?

Таксист: А что с ними можно делать? Собрать в бочку. Добавить дрожжей, произвести соответствующий процесс, и очень даже неплохо. Конечно, не вино, так, как после хорошего коньяка одеколон.

Олег Кусов: Даже на деревьях у вас моно наживиться.

Таксист: Инжира много очень, плодовых деревьев, которые растут в городе – черешня, дичка яблоня. Это неокультуренные растения. Мушмула, она окультурена, но тоже у нее короткий сезон, две-три недели, когда ее можно сорвать и съесть.

Олег Кусов: Зачем это все уничтожают?

Таксист: Как зачем? Кого это чешет, если нью-Рублевка живет и строится.

Олег Кусов: Иными словами Город Солнца для всех уже скоро может стать Городом Солнца для избранных. Пожалуй, эти избранные и станут главными победителями Зимних Олимпийских игр 2014 года.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG