Ссылки для упрощенного доступа

Минюст займется либерализацией уголовного законодательства


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.

Марк Крутов: Министерство юстиции России намерено внести свой вклад в либерализацию уголовного законодательства. Накануне российские газеты сообщили о готовящемся в Минюсте законопроекте, в соответствии с которым из Уголовного кодекса будет исключен ряд статей: они перейдут в кодекс об административных правонарушениях. Как сообщается, свои предложения Минюст разработал в рамках поручения президента о гуманизации наказаний за нетяжкие преступления и расширении применения альтернативных наказаний. Например, предлагается декриминализовать статью "Оскорбление представителя власти" и исключить возможность привлечения к уголовной ответственности за «приобретение и сбыт официальных документов и наград". Однако, по мнению члена независимого экспертно-правового совета, судьи в отставке Сергея Пашина, интервью с которым записала корреспондент РС Марьяна Торочешникова, многое будет зависеть не от того, какие поправки появятся в Уголовном кодексе, а от того, как сложится правоприменительная практика.

Марьяна Торочешникова: Минюст предлагает исключить из Уголовного кодекса несколько составов преступлений, таких как, например, "Оскорбление представителя власти" или "Приобретение и сбыт официальных документов и наград". Предполагается снизить и максимально допустимые наказания за некоторые преступления, в частности, за легализацию преступно нажитых средств. Да и сами наказания предлагается определять по новым правилам. Они не должны превышать 20 лет по совокупности преступлений и 25 лет по совокупности приговоров. А за кражу и мошенничество лишать свободы смогут только при наличии отягчающих обстоятельств. Вот как комментирует предложенные поправки член независимого экспертно-правового совета, судья в отставке Сергей Пашин…

Сергей Пашин: Есть вполне здравые, разумные, зрелые идеи. Но в некоторых частях этих законопроектов все как раз наоборот. Например, появляются новые составы преступлений с так называемой "административной преюдицией". Это значит, что если человек подвергался административному взысканию, то повторный поступок такого же рода (ну, например, налоговое правонарушение) образует уже состав преступного деяния. Между прочим, составы с административной преюдицией были очень популярны в советское время, и в процессе судебной реформы 1991-1995 годов от них отказались. А теперь их вводят сызнова. Это значит, что на самом деле человек, повторно совершивший непреступное деяние, становится преступником.

Марьяна Торочешникова: Сергей Пашин обратил внимание еще на одну важную, с его точки зрения, деталь, она связана с нормами, касающимися ответственности за убийство. Так, например, авторы законопроекта предлагают приговаривать к пожизненному лишению свободы или смертной казни за убийство государственного или общественного деятеля.

Сергей Пашин: Получается, что у нас, пожалуй, впервые в истории постсоветского законодательства, да и советского законодательства появляется статья Уголовного кодекса, так называемые "абсолютно-определенные санкции", когда за преступление возможно единственное наказание - пожизненное заключение и нет альтернативы в виде лишения свободы или каких-то других более мягких наказаний. Таким образом, эти поправки далеко не так однозначны. Их нельзя трактовать, как исключительно либеральные.

Марьяна Торочешникова: В то же время авторы законопроекта предусмотрели, что в случае явки с повинной срок за убийство не может превышать 20 лет при всех отягчающих обстоятельствах. Окончательный вариант законопроекта, предполагающего внесение изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, Минюст предполагает отправить в Думу не раньше осени, а до этого времени он еще может многократно меняться.
XS
SM
MD
LG