Ссылки для упрощенного доступа

Кризис и экология: строительство стоит, испанские экологи радуются


Ирина Лагунина: В Испании, где разрушение окружающей среды в последние годы приобрело катастрофические масштабы из-за безудержного строительства, на выручку природе пришел экономический кризис. Гигантские стройки заморожены, а на ржавеющих башенных кранах, к удовольствию защитников природы, строят свои гнезда журавли. Из Мадрида – Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Казалось, ничто не было в состоянии остановить строительный бум, последовательно разрушавший природу Иберийского полуострова. Он начался в конце 90-х годов прошлого столетия в преддверии перехода стран Евросоюза к единой валюте - евро. Специалисты утверждают, что в те времена дельцы со всей Европы искали применение скопившимся у них так называемым «черным наличным», то есть барышам не декларированным, полученным без соответствующих налоговых выплат, менять которые на евро они опасались. В Испании притоку в строительство подобных капиталов – и местных, и зарубежных - только радовались. Ведь строительство местным политикам представлялось неким «локомотивом», способным двинуть Испанию к вершинам прогресса и процветания. Вот высказывание двухлетней давности министра областного правительства Валенсии Рафаэля Бласко:

Рафаэль Бласко: Строительство дает нам 16 процентов регионального валового продукта. В нем заняты 300 тысяч человек. Столько же трудятся в смежных областях. Мы должны развиваться, создавать богатство общества и рабочие места. И здесь строительство играет ключевую роль. Не секрет, что это наша ведущая отрасль.

Виктор Черецкий: В последние 10 лет строительство оставалось привлекающей бизнесменов отраслью, поскольку ни размещение капиталов в банке, ни в других сферах экономики, не давало столь высокие доходы. Одновременно банки выдавали населению ипотечные кредиты на 30-40 лет под низкий процент, что позволяло даже малообеспеченным людям приобретать новое жилье. Так что и спрос, и, соответственно, цены на него беспрерывно росли. Что не росло, а наоборот, резко уменьшалось, так это количество участков под застройку. Речь идет, в первую очередь, о морском побережье, где активно строились так называемые «пляжные» квартиры и коттеджи для летнего отдыха испанцев и иностранцев. Чтобы продолжать строить, приходилось отдавать строителям сельскохозяйственные угодья, всеми правдами и неправдами отнимая их у прежних владельцев, вырубать леса, застраивать детские и спортивные площадки, скверы и парки в приморских поселках. Местное население пыталось протестовать. Землевладелец из провинции Валенсия Дионисио Боррас:

Дионисио Боррас: Принадлежащая мне апельсиновая роща была посажена моим прадедом. Апельсины выращивал мой дед и мой отец. А теперь власти придумали некий план, по которому моя роща отводится под жилищное строительство. Это самая настоящая экспроприация земли! Ведь я всю жизнь мечтал, что эта земля отойдет в наследство моим детям.

Виктор Черецкий: Разумеется, в любом государстве есть законы, ограничивающие рамки строительства во имя защиты природы и жизненного пространства человека в лабиринте стекла и бетона. Есть они и в Испании. Причем, эти законы теоретически должны соответствовать нормам Евросоюза, поскольку Испания является членом этой организации. На нарушение законодательства испанские власти часто шли под нажимом строителей, которые платили им за «понимание» колоссальные комиссионные. Такая практика носила в последние годы массовый характер, что поставило Испанию, по статистике ООН, в ряд коррумпированных стран мира. Между тем местные власти не успевали создавать необходимую инфраструктуру растущих не по дням, а по часам городов и курортных поселков. Канализационные воды сливались в море, беспощадно эксплуатировались и без того скудные ресурсы питьевой воды, на окраинах росли свалки за неимением предприятий по переработке отходов. Говорит социолог, профессор Валенсийского университета Жоан Риполь:

Жоан Риполь: Вопреки нормам Европейского Союза, которые предусматривают демократический контроль за размахом строительства, мы создали систему закулисного решения самых насущных для населения вопросов, в том числе непосредственно затрагивающих среду обитания. Так, тема развития городов и поселков решается у нас по-тихому - за спиной граждан - между мэром и строительными компаниями. При этом жители не только не участвуют в выработке проектов, не имея возможности выразить свое мнение, но и зачастую не получают никакой информации в связи с принятыми мэрией решениями. Подобная практика не должна существовать в стране, претендующей называться демократической.

Виктор Черецкий: Испанская общественность уже давно била тревогу в отношении последствий строительного бума для экологии. Тысячи активистов проводили акции протеста – уличные манифестации, символические захваты строительных объектов, обращались в международные организации. Символом борьбы испанских защитников природы стала история вокруг строительства грандиозного отеля на пляже в районе природного заповедника Кабо-де-Гата, на юго-востоке страны. Гостиницу на тысячу спальных мест начали строить в 2003 году, после того, как местные чиновники, вопреки законам государства, объявили, как считают экологи, за большие взятки, эту местность пригодной для строительства. «Освоение» туристами этих мест означало бы, по мнению специалистов, гибель заповедника, известного тем, что здесь гнездится множество птиц. Благодаря усилиям общественности строительство практически завершенного здания удалось заморозить, но сносить его, как то постановил суд по иску защитников природы, местные власти не спешат. А посему активисты Гринпис вновь провели недавно у гостиницы акцию протеста. Рассказывает активистка этой международной организации Ана дель Боске:

Ана дель Боске: Сегодня мы символически сносим эту, построенную незаконно, гостиницу. Мы закрыли ее фасад зеленой тканью, вернули этому району, хотя и символически, его первозданный облик. Это уже наша четвертая акция протеста у здания недостроенной гостиницы. Мы намерены заставить правительство страны и региональную администрацию Андалузии снести это здание, построенное вопреки закону, и впредь соблюдать природоохранное законодательство.

Виктор Черецкий: Трижды за последние четыре года состояние экологии в Испании в связи со строительством обсуждалось в Европарламенте. В последний раз этот орган даже пригрозила лишить Испанию субсидий, если уничтожение природы не будет немедленно остановлено. Жаловались в общеевропейские структуры на возникшую в стране ситуацию сами испанцы – защитники природы и политики. Вот отрывок из выступления в Европарламенте испанского депутата Карлоса Карнеро:

Карлос Карнеро: Когда речь идет о защите прав граждан, границы государств в расчет не принимаются. Дело в том, что в некоторых регионах Испании местные власти грубо нарушают экологическое законодательство, чем ущемляют права населения. Это, в первую очередь, Валенсия и Мадрид. В мадридском регионе власти вознамерились, к примеру, построить автомагистраль, которая должна пройти по холмам Пардо, известному во всем мире природному заповеднику. Подобная стройка может нанести этому заповеднику непоправимый урон.

Виктор Черецкий: Любопытно, что в Испании вокруг защиты природы, в конце концов, стали разыгрываться политические игры. Тот же депутат Карнеро, представляющий испанских социалистов, пожаловался в Европарламенте на действия региональных властей Мадрида и Валенсии, где у власти находятся либералы. Между тем, наибольшее количество нарушений общеевропейских норм по охране природы и случаев коррупции чиновников зарегистрировано как раз в Андалузии, регионе, где правят социалисты. Большой общественный резонанс получила история вокруг поселка Арасена. Поселок окружает природный заповедник, на территории которого предприимчивые дельцы задумали, в сговоре с мэрией, построить элитный дачный поселок с полем для игры в гольф. Кроме того власти запланировали протянуть через заповедник нефтепровод и новую скоростную автомагистраль в Португалию. На спасение природного богатства Арасены поднялась вся страна. Хуан Ромеро, представитель общественного движения «Спасем Арасену!»:

Хуан Ромеро: Местным жителям многое запрещалось в заповеднике. Нельзя было косить траву, собирать цветы, не говоря уже о сборе хвороста или рубке деревьев. А строительные компании вырубают сотни деревьев, уничтожают бульдозерами кустарник и им никто ничего не говорит. Получается, что заповедник всю жизнь оберегался лишь для нынешнего маркетинга строительных компаний, которые привлекают клиентов обещанием, что они будут жить в нетронутой людьми заповедной зоне.

Виктор Черецкий: В прошлом году защитники природы из неправительственной организации «Экологическое действие» символически присвоили испанскому побережью 303 черных флага. Евросоюз присваивает голубые флаги экологически чистым благоустроенным пляжам, ну а «Экологическое действие» – черные тем районам, где человек уже практически уничтожил природу. В свою очередь «Гринпис» составил доклад о состоянии окружающей среды на испанском побережье. Рассказывает активистка этой организации Мария Хосе Кабальеро:

Мария Хосе Кабальеро: В нашем докладе содержится анализ ситуации, сложившейся на побережье Испании. Мы обследовали весь берег без исключения и считаем, что экология побережья находится в самом плачевном состоянии. Мы требуем немедленно объявить мораторий на любые планы строительства в прибрежных районах. Ведь если строительство будет продолжаться, спасать природу будет поздно.

Виктор Черецкий: Порой борьба за спасение природы в Испании приобретала в эти годы характер водевиля. Мэр Мадрида Альберто Руис-Гальярдон, одержимый идеей перестройки испанской столицы, «прославился» массовой вырубкой зеленых насаждений. Считается, что за несколько лет своего правления он, прокладывая новые магистрали, уничтожил десятки тысяч деревьев. Политик авторитарный, мэр не обращал никакого внимания на протесты городской общественности. Но лишь до поры до времени. Когда Руис-Гальярдон добрался до бульвара на проспекте Прадо, где расположены знаменитые испанские музеи – галерея Прадо, музей Тиссена-Борнемисса и музей современного искусства имени королевы Софии, он столкнулся с непреодолимым препятствием. За бульвар заступилась вдова барона фон Тиссена – Тита Сервера. Баронесса заявила, что велит слугам приковать себя к деревьям, чтобы не допустить уничтожения старинного бульвара. Одетая во все белое, обвязанная цепями, одна из самых богатых и элегантных дам Испании обратилась к участникам экологического митинга:

Тита Сервера: Наши деревья вырубаться не будут! Я этого не допущу! Пускай сначала разрубят на части меня! Этот мэр не знает, что такое Мадрид, не знает нас – мадридцев. Мы отстоим город от этого вандала! Мы не позволим уничтожить зеленый Мадрид!

Виктор Черецкий: Не уверенная, что ее угроза приковаться цепями к деревьям подействует на мэра, баронесса нашла и более эффективный способ воздействия. Она публично заявила, что в случае рубки деревьев коллекция Тиссена, считающаяся второй в мире частной коллекцией, уступающей лишь собранию английской королевы, немедленно покинет пределы Испании. Говорят, что после этого заявления мэр был вызван на ковер в высокие инстанции, где ему ясно дали понять, что коллекция Тиссена уникальна для Испании, а вот незаменимых градоначальников в Мадриде до сих пор не было и не будет... После этого Руис-Гальярдон несколько присмирел и от рубки деревьев на музейном бульваре отказался. Баронесса в окружении защитников природы шумно праздновала победу. Но такие победы – скорее исключение. Представительница «Гринпис» Мария Хосе Кабальеро считает, что в области охраны природы Испания отстала на десятки лет от других стран Западной Европы:

М.Х. Кабальеро: По сравнению с другими странами Запада, мы отстали в плане охраны окружающей среды лет на 30. Там давно поняли, что разрушать экологию – это разрушать будущее. У них очень строгие законы в отношении охраны среды, и государство выделяет на эти цели огромные средства. А у нас пока только одни разговоры и никакой конкретики – ни со стороны центральных, ни со стороны местных властей.

Виктор Черецкий: Отрезвление от строительного бума наступило лишь с началом экономического кризиса и с активизацией деятельности прокуратуры и судов, которые отправили в последнее время за решетку десятки коррумпированных чиновников и взяткодателей-предпринимателей. Строительство встало. План строить в среднем в год по миллиону единиц жилья – в стране, население которой составляет всего 46 миллионов - заморожен. Считается, что на рынке имеется более двух миллионов пустующих квартир и коттеджей, из них половина – новых. Покупателей у них нет. А раз нет покупателей, то и строительный бум прекратился. Природа Испании, вернее то, что от нее осталось после десяти лет безудержного строительного натиска, получила, наконец, передышку.
XS
SM
MD
LG