Ссылки для упрощенного доступа

Новый герой российского кино


Кинофестиваль "Кинотавр"
Кинофестиваль "Кинотавр"

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.

Кирилл Кобрин: В Сочи, где продолжается 20-й российский кинофестиваль "Кинотавр" жюри и критикам представлено уже 6 из 12 фильмов конкурсной программы. Об образе нового героя российского кино, которое рисуют режиссеры, актеры, со специальным корреспондентом Радио Свобода в Сочи Ольгой Галицкой побеседовал мой коллега Андрей Шарый.

Андрей Шарый: Давайте начнем беседу с фильма "Миннесота" Андрея Прошкина. История про двух братьев-хоккеистов, оказавшихся за океаном. Хорошее кино?

Ольга Галицкая: Честно говоря, мнения разные. Я не отношусь к поклонникам этого фильма, хотя с большим уважением всегда относилась и продолжают это делать к Александру Миндадзе, автору сценария, и к Андрею Прошкину, как интересному молодому режиссеру. Не все, по-моему, получилось в этом замысле. Два брата живут в провинции, и только мечтают об Америке. Одному из них предложен контракт в Миннесоту. Это такой образ мечты, образ перемен, образ желаемого места, которое позволит вырваться из рутины провинциальной жизни.
Кстати, для современного кино, представленного на "Кинотавре", очень характерен интерес именно к российской провинции, к глубинке. Например, эту картину "Миннесота" снимали в Ярославле, Костроме и в Рыбинске. Это очень показательно. Как можно дальше от столицы стремятся уйти авторы этих историй и погрузиться в реальную российскую жизнь.

Андрей Шарый: Это тенденция последних лет. Иван Вырыпаев и Кирилл Серебренников любят снимать в провинции. Там какой-нибудь старенький городок Юрьев или Волгоградская область, как это было сделано в "Эйфории". Вы указали о новом образе молодого героя. Он уже другой? Он уже не такой как "Брат" в фильмах Алексея Балабанова? Это другой молодой человек?

Ольга Галицкая: Это другой молодой человек, безусловно. Это человек метущийся, человек часто раздерганный изнутри. Если герой "Брата" был цельным человеком по своему характеру, по своему мировоззрению, современный герой, как это не парадоксально, например, в фильме "Миннесота", ближе к героям Достоевского. Об этом особенно вспоминаешь, потому что главного персонажа играет Сергей Горобченко, которого только что мы видели в роли Мити Карамазова в экранизации романа Федора Михайловича Достоевского. И вот эта тема двойничества вообще характерна и для Достоевского, и для современного кинодраматурга Александра Миндадзе присутствует в фильмах. И это, мне кажется, отражение образа современного героя, который себя не находит. Все время ему кажется, что где-то есть лучшая жизнь. К ней он стремится, зачастую потерей своей собственной жизни.

Андрей Шарый: Это уже не такой герой простых вопросов и простых ответов, такой обаятельный Данила Багров. Тут речь идет о какой-то более сложной психологической конструкции. Верно я вас понимаю?

Ольга Галицкая: Безусловно, это более сложная психологическая конструкция, еще не устоявшаяся. Вывести формулу какого-то одного героя и сказать - да, это наш герой, пока не получается. Во всяком случае, нерв современной жизни передается, и он присутствует. Этим, собственно говоря, эти фильмы и интересны.
А еще интересно, что, поскольку это 20-й "Кинотавр", невольно вспоминаешь историю этого кинофестиваля. Начинался как раз "Кинотавр" с того, что на нем было два конкурса - фильмы для всех и фильмы для избранных. Сейчас у меня такое впечатление, что эти, условно говоря, фильмы для избранных "Кинотавр" пытается предложить всем, то есть фильмы сложные по киноязыку, по своим персонажам, которые в нем присутствуют, по манере рассказа этих историй. Это кино сложное для зрителя, но оно предлагается ему и пытается к себе приучить.

Андрей Шарый: У вас есть объяснение - почему это происходит? Хотя ведь есть там, насколько я знаю, такие вспомогательные, неофициальные программы. Там показывают все блокбастеры - и "Тараса Бульбу", и "Стиляги", и "Обитаемый остров".

Ольга Галицкая: Интересы кинорынка обозначились более явно. Приоритеты кинорынка уже очевидны. И вот это кино, которое вы назвали блокбастерами, вроде "Тараса Бульбы", "Обитаемого острова", показываются на площади перед Зимним театром абсолютно бесплатно, свободно для всех. Собирается много народу и смотрят летним теплым вечером. Почему не посмотреть, скажем, "Обитаемый остров"? А вот в кинозале идет как раз то самое кино, которое мы условно называем арт-хаус.
Кстати, сегодня на "Кинотавре" открывается кинорынок. И туда как раз приедет кино. Но оно будет показываться не полностью, а в виде презентаций проектов. Это все как раз фильмы, то, что в нынешнем понимании считается "кино для всех". Скажем, фильмы с участием ребят из "Comedy Club" или из проекта "Наша Russia". Вот такого рода комедии, американизированные по форме, с нынешними шоу-менами, которые претендуют на славу уже киноактеров. А в конкурсе идет кино, которое все-таки имеет претензии называться искусством.

Андрей Шарый: Вам какой больше нравится "Кинотавр" нынешний или то, что было 5-10 лет назад?

Ольга Галицкая: Мне нравится, что "Кинотавр" - это живой организм, который меняется. Мне нравится и то, что было, но я считаю закономерными изменения, которые с ним произошли. Время не стоит на месте, как пела на открытии группа "Чайф". Кстати, тоже она такая ностальгическая, можно сказать, из прошлого. Временя не ждет. Оно не ждет. Оно меняется. "Кинотавр" эти изменения отражает. По-моему, это главное его достоинство.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG