Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

"Кинотавр" подвел итоги конкурса короткометражных фильмов


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Марк Крутов: Марина Тимашева вышла сейчас в прямой эфир, она находится в Сочи, на фестивале "Кинотавр".
Марина, итак, давайте подведем итоги короткометражной программы. Я так понимаю, что вручен главный приз.

Марина Тимашева: Давайте, тем более что они уже подведены. Конкурс короткометражных фильмов продолжался три дня. В программу группой экспертов было отобрано 16 картин, которые сделаны по преимуществу совсем молодыми людьми, студентами или выпускниками киношкол, но есть тут и вполне, конечно, зрелые люди. Вот вчера поздним вечером под председательством Алексея Германа-младшего жюри определило своих фаворитов. Диплом получила картина Игоря Хомского, называется "Очная ставка", по рассказу Василя Быкова. Это о человеке, который вернулся из мест заключения, и теперь от него требуют отказаться от собственной, уже, впрочем, отрекшейся от него жены. Еще один диплом достался картине "Улыбка Будды" - это про маленького бурятского мальчика, которому Будда, то есть его изображение, разрешил съесть конфетку. Любопытно, что режиссер Баир Дышенов, ему за 40 лет, кстати, он был актером Бурятского театра, потом директором театра кукол, и он же продюсировал спектакль "Максар. Степь в крови" - это версия шекспировского "Макбета", - который в этом году выдвигался на национальную театральную премию "Золотая Маска".
Характерно и то, что человек, получивший главный приз за короткий метр - Юрий Быков - в недавнем прошлом актер аж трех московских театров: Российского театра армии, Художественного имени Горького и Театра Луны. В прошлом году перед ним встал выбор: отдать деньги за платное обучение во ВГИКе или снять на них короткий метр. И он выбрал второй путь, и, как видите, не прогадал. Получил впридачу к главной награде 125 тысяч рублей и пленку "Кодак" на полнометражный фильм. Картина его называется "Начальник", она черно-белая. В дачный домик врывается пара грабителей, угрожая ножом жене и ребенку, требуют денег у мужа и отца, по совместительству оказавшегося капитаном ФСБ. Дальше палачи и жертва меняются местами. Сделаю небольшое лирическое отступление. Правоохранительным органам, особенно милиции, достается на орехи почти во всех фильмах большого конкурса, и я тут с ужасом подумала, что если милиция куда-то исчезнет или страшно вдруг облагородится, у создателей фильмов пропадет всякий стимул к творчеству. Ну, вот, а Юрий Быков, когда он получал награду, произнес небольшую речь. Он говорил: "Надеюсь, что в ближайшее время кинематографисты станут снимать откровенные, ясные, простые истории, выражать человеческое отношение к людям, и вместо того, чтобы строить философскую архитектуру, обращаться напрямую к зрителям. Тогда-то мы и получим хорошее человеческое кино. Вот такой вот оптимист молодой Юрий Быков.
А я все чаще думаю, что над входом в зал Зимнего театра впору повесить растяжку: "Оставь надежду всяк сюда входящий". Простых, ясных человеческих историй нет, и дай бог вообще понять, о чем идет речь.

Марк Крутов: Марина, а если ли все то, о чем вы сказали, в большом конкурсе, в полном метре?

Марина Тимашева: Ну, начнем, пожалуй, с того фильма, в котором есть. Он называется "Миннесота". Дело в том, что сценарий написан Александром Миндадзе, действительно выдающимся российским кинодраматургом, поэтому тут удивляться особенно нечему. История двух братьев, которых хоккейный агент поманил призраком американский команды. За бытовым сюжетом открывается второй пласт. Агент сильно хромат, что сам черт, и искушает он того брата, который слабее. А тот, который был силен так, как бывают сильны герои Достоевского, тот же Митя Карамазов, вот такой человек-торпеда, то есть совершенно саморазрушительная личность, он оказывается жертвой. Снято все это Андреем Прошкиным в современной манере, то есть очень быстро и энергично, но, к сожалению, то, что теперь называется звуковым дизайном, не дает расслышать очень важный текст. И из-за этого, несмотря на то, что история сама-то ясная, многие зрители вообще не поняли сюжета. Они просто пытались весь фильм разобрать то, что там говорят.
Еще один фильм, о котором спорят, снял Борис Хлебников по сценарию Александр Родионова, он называется "Сумасшедшая помощь". Это простая тоже на первом уровне бытовая история: городской сумасшедший приводит в свою квартиру такого приезжего молчуна из белорусской деревни, тот прибыл на заработки, его сразу ограбили, ну, понятно. Три замечательных актера - Сергей Дрейден, Евгений Сыт и Анна Михалкова - они играют трех странных одиноких людей, которые, вообще говоря, умеют любить. Но и здесь их речи ну совсем невразумительны. Допустим, вот это симпатяга сумасшедший, который руководствуется исключительно благими намерениями, поступает только во зло. Вот зачем, почему? Ну, если я не понимаю, то как это все поймут зрители. Да и вообще, честно говоря, не обязаны люди разгадывать шарады.
И, наверное, последнее, скажу, что второе почетное место после милиционеров в современных фильмах занимают сумасшедшие. Вот фильм еще есть "Я" Игоря Волошина, он посвящен его друзьям-наркоманам, очень живописен и реалистичен, если можно так сказать, конечно, в описании галлюцинаций, и почти все время держит нас в психиатрической клинике, куда попадают герои. Марк, честно признаюсь, посмотрев 6 фильмов из 12, я готова сама проситься на прием к психиатру...
XS
SM
MD
LG