Ссылки для упрощенного доступа

В Госдуму может быть внесен усовершенствованный законопроект о деятельности НКО


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.

Евгения Назарец: На днях в Госдуму будет внесен усовершенствованный законопроект о деятельности некоммерческих организаций. Российские правозащитники называли закон об НКО антиобщественным. В ответ на эту критику президент создал рабочую группу по доработке закона. Результатом стало, например, смягчение положений, касающихся условий регистрации общественных организаций. Мой коллега Карэн Агамиров узнал мнение по повод такой либерализации закона об НКО у лидера движения "За права человека" Льва Пономарева.

Лев Пономарев: Это лучше, чем было в прошло. Но я хочу обратить внимание на некие детали нового законодательства. В частности, там говорится о том, что если среди организаций вводится облегченный прием отчетности, для тех, которые не имеют среди учредителей иностранцев, это первое. Ну, таких организаций, на самом деле, мало очень, где бы учредители были иностранцы, и может быть, это оправданно. Но там есть другой очень важный пункт: спонсоры-иностранцы. Вот если нет спонсоров-иностранцев, тогда облегченная отчетность, а если есть спонсоры-иностранцы, тогда сохраняется прежний вариант отчетности. Так вот, правозащитные организации России на 90 процентов финансируются за счет иностранных спонсоров. В России правозащитные организации не финансируются. Я имею в виду не такие... как бы фуфло какое-то, которые обслуживают государство, там есть такое название - "государствообразованные негосударственные организации". Такие сейчас появляются в усиленном варианте, не буду называть их, чтобы особенно не рекламировать, но они создаются и говорят, что это настоящие правозащитники. Руководство страны тоже говорит: надо отделять настоящих правозащитников, тех, которые вот помогают гражданам, от тех, которые в основном занимаются политикой. Я должен сказать, что такая оценка абсолютно неправильная, потому что многие правозащитные организации и помогают гражданам, и занимаются политикой. Потому что в современной России, которая является авторитарной, более того, с успехом движется даже при Медведеве, даже с большей скоростью движется к тоталитаризму, заниматься правами человека и каким-то образом не заниматься политикой невозможно. Зарубежное финансирование для партий запрещено, и это правильно, но когда мы защищаем СМИ, говорим о том, что в России нет свободы СМИ, правозащитники говорят, или говорят, что в России нет свободных выборов, или требуют отставки министра какого-нибудь, то все это как бы уже политические вопросы - и сразу можно сказать, что вот вы занимаетесь политикой. И вот эти организации абсолютно не имеют никакого финансирования в России, я утверждаю.

Карэн Агамиров: Лев Александрович, но государство ведь сейчас дает деньги правозащитникам.

Лев Пономарев: Нет. Утверждаю, что тем организациям, которые они считают, что они занимаются политикой, денег не дают.

Карэн Агамиров: Вам не дают, да?

Лев Пономарев: Ну, я для пробы один раз обращался в Общественную палату, когда она только была создана, прошел первый этап, меня даже поздравляли, говорили, что "вот ты уже включен в список на получение финансовых средств", потом этот список пошел в Кремль, и в Кремле движение "За права человека" вычеркнули.

Карэн Агамиров: По вашему мнению, чем вызвана идея все-таки либерализации закона об НКО?

Лев Пономарев: Я должен сказать, что на самом главном направлении, а именно - борьба с правозащитными организациями сохранится, это первое. А делается либерализация перед приездом, конечно, президента США Обамы, чтобы показать: да, вот у нас тоже развивается демократия. И поэтому вот это небольшое, так сказать, послабление, которое делается, я надеюсь, не будет всерьез восприниматься ни российской общественностью, которая следит за ситуацией в стране, ни западными аналитиками, которые следят опять-таки за ситуацией в стране, в том числе руководством США.
XS
SM
MD
LG