Ссылки для упрощенного доступа

Виктор Черномырдин указом президента России освобожден от должности посла на Украине


Виктор Черномырдин
Виктор Черномырдин

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Вадим Дубнов и Владимир Ивахненко.
Андрей Шарый: Под вечер пришло сообщение о том, что Виктор Черномырдин указом президента России освобожден от должности посла на Украине и назначен на другую должность - специального представителя президента по экономическому сотрудничеству с государствами - участниками Содружества независимых государств. В прямом эфире программы эксперты по вопросам политики постсоветского пространства, обозреватель Радио Свобода Вадим Дубнов.
Вадим, вы удивлены смещением Черномырдина?

Вадим Дубнов: Я удивлен временем, когда это случилось, но, в общем, это должно было случиться довольно давно, и это совершенно естественно и логично. Другое дело, что это как-то странно, конечно, - четверг вечером, в нерабочее время, какое-то начало дачного сезона.

Андрей Шарый: А почему так произошло, как вы считаете? У Черномырдина ведь все-таки не тот политический вес, чтобы он организовал, скажем, демонстрации в свою поддержку у Кремля?

Вадим Дубнов: Нет, можно сказать, что на эту демонстрацию выйдет очень много разношерстного народа, но я думаю, дело не в этом. Дело в том, что Виктор Степанович, конечно, не был послом, а то, что сейчас происходит на Украине и в российско-украинских отношениях, это требует уже некой другой фигуры. И дело не в весе, а дело в функциях. Потому что Черномырдин был, ну, таким полпредом президента по газовым вопросам. Это был человек, который отслеживал интересы крупного российского бизнеса, в первую очередь газового, в Украине, причем в Украине в процессе размеренной торговли газом, размеренных договоренностях "Газпрома" и "Нафтогаза". Когда, в общем, были всплески и протуберанцы скандалов, скандалы были контролируемы. И все это было, в общем, под контролем. И в этой ситуации Виктор Степанович был, конечно, на месте.
Но Украина уже не та, и отношения с Украиной совсем не те, и газовые проблемы совсем не те. И приходит, с моей точки зрения, некое понимание, что не газовые проблемы главные в отношениях с Украиной, а газ становится просто частью этого контекста, и не самой главной, может быть, частью. И вот теперь, видимо, пришло понимание, что нужен посол, не знаю, более жесткий, более дипломатичный, более технологичный, скажем так, но все-таки посол.

Андрей Шарый: Наверное, кризисный менеджер, скажем так. Киев, Владимир Ивахненко, корреспондент Радио Свобода в украинской столице, добрый вечер. Есть какая-то реакция на отставку Черномырдина уже в Киеве или нет?

Владимир Ивахненко: Эту отставку пока активно комментируют только эксперты, отмечая, что Черномырдин беспрецедентно долго возглавлял российское посольство на Украине, что не характерно для дипломатической практики. Он неожиданно для многих послом в мае 2001 года, и это назначение состоялось тогда на фоне охлаждения отношений Киева со странами Запада. Слухи об отставке Черномырдина на протяжении последних лет появлялись неоднократно. Сообщалось, что работать послом Черномырдину уже не позволяет здоровье. Возможным его преемником называли даже губернатора Московской области Бориса Громова. В период распада Советского Союза Громов, как известно, командовал Киевским военным округом. Ну, напомню, что Черномырдин неоднократно делал заявления, которые вряд ли мог себе позволить какой-либо дипломат. И в феврале этого года руководство украинского МИДа даже грозило Черномырдину объявлением его персона нон-грата за крайне недипломатичные оценки, комментарии и высказывания в адрес Украины и ее руководства.

Андрей Шарый: Вадим, имя Бориса Громова прозвучало сейчас в эфире. Вы рискнете предположить, кто из назначенцев может поехать сейчас в Киев - карьерный дипломат, человек из окружения Медведева, какой-то молодой газовый король? Кто это будет, как вы считаете?

Вадим Дубнов: Я думаю, что газового короля можно исключать. Я думаю, что это будет аппаратное назначение людей, близких Медведеву. Возможно, не обязательно, это будет некий дипломатический бэкграунд, хотя наверняка он в какой-то степени будет. Я бы не исключал никого из тех людей в окружении Медведева, именно Медведева, с моей точки зрения, у которых за плечами есть некий дипломатический опыт или какая-то дипломатическая специфика. На ум приходит, скажем, Приходько. Вряд ли Приходько, но человек такого склада.

Андрей Шарый: Вадим, Черномырдин, в общем, не отправлен еще на пенсию, несмотря на то, что ему уже за 70, он станет специальным представителем президента по экономическому сотрудничеству со странами СНГ. Это почетная отставка или вы думаете, что все-таки кто-то будет его еще лоббировать, и Черномырдин может играть какую-то роль в российской или в российско-украинской политике?

Вадим Дубнов: Ну, только с точки зрения культурного бэкграунда, скажем так. Нет, я думаю, что позиция советника президента - мы знаем этих советников, типа Аслаханова, я думаю, что это почетная, спокойная, комфортная пенсия.

XS
SM
MD
LG