Ссылки для упрощенного доступа

День России один из самых молодых государственных праздников


Программу ведет Лейла Гиниатулина.

Лейла Гиниатулина: День России или День независимости России, как именовался он до 2002 года, один из самых молодых государственных праздников. В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом придал 12 июня государственное значение, объявив его Днем принятия Декларации о государственном суверенитете России. Сам документ был подписан 4 годами ранее – на первом Съезде Народных депутатов РСФСР в условиях, когда бывшие республики Советского Союза одна за другой становились независимыми. События 19-летней давности анализировал депутат первого съезда, бывший вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации, ректор Российского государственного торгово-экономического университета Сергей Бабурин:

Сергей Бабурин: 12 июня для меня день досады. Досады на то, что мы не умеем отличить подлинность от фальши, искренность от лжи, случайное от закономерного. Только случайно, по недоразумению, по глупости или по злому умыслу можно объявить Днем России день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Документ, принятый в 1990 году, в этой череде парадного шествия суверенитетов не может отождествляться с Россией. Это недоразумение в нашей истории грустное и трагическое. Для "Народного союза", для Российского народного союза, который я возглавляю, День России – это, может быть, тот день, когда отмечалось в середине XIX века Тысячелетие России – 21 сентября. Вот это истинный День России. Почему его не признают? Ельцинская эпоха, получается, еще не завершилась, если мы до сих пор фактически празднуем момент начала развала Советского Союза. Ведь спросите – что отмечается в этот день? – именно это. Поэтому, безусловно, я рад, что у нашего народа есть дополнительный выходной день. Я абсолютно уверен, что 12 июня со временем будет отмечаться просто как день обманутых. Слава богу, перестали называть этот день Днем независимости, потому что это была полная калька США, полный бред. Но от того, что этот праздник переименовали, ушли внешне только от этой проблемы, а фактически проблема осталась. Фактически нужно вносить изменения в дату. Вот тогда и будут настроения у народа другие. 12 июня народ как свой праздник отмечать не будет никогда. Будут отмечать в Кремле. Это их проблемы. Пусть отмечают.

Лейла Гиниатулина: Депутат первого Съезда Народных депутатов РСФСР, член бюро федерального совета "Яблоко" Виктор Шейнис отметил, что 12 июня он вспоминает те возможности, которые возникли перед Россией в начале 90-х.

Виктор Шейнис: Для меня это день памяти о тех возможностях, которые возникли перед Россией на переломе. Отношение к Декларации о российском суверенитете у меня сейчас неоднозначное. Хотя тогда я голосовал за эту декларацию и за каждый пункт в отдельности.
Если поставить вопрос таким образом – чей суверенитет утверждала Декларация о суверенитете? Утверждала ли она суверенитет или, как иногда говорят, независимость России от Советского Союза? Если ставить вопрос таким образом, то очевидно, что ответ не может быть однозначным, ибо декларация о суверенитете несомненно точно так же, как аналогичные декларации в других советских республиках, подготавливали распад Советского Союза. Главное заключалось в том, что Россия пыталась освободиться от союзной бюрократии, которую в известной мере к 1990 году уже растряс Михаил Горбачев, которая обладала немалыми резервными мощностями, которая показала свои зубы в августе 1991 года. Тогда Россия утверждала свой суверенитет, тем самым она пыталась укрепить позиции демократических сил, которые в то время имели, если не абсолютное, то относительное большинство на Съезде Народных депутатов России, пыталась укрепить позиции этого демократического большинства в противостоянии союзной бюрократии. К сожалению, итогом этого витка нашего исторического развития было то, что власть оказалась в руках не демократов, а второго, третьего эшелона бюрократов. Демократы в лучшем случае сыграли роль эшелона поддержки этих сил, выдвинув в качестве своего лидера Бориса Николаевича Ельцина.
Борис Ельцин – фигура неоднозначная. Та роль, которую он сыграл, тоже неоднозначна. Я думаю, что в 1990-1991 году он не без оснований претендовал на роль лидера демократов. Но последующая деятельность Ельцина в значительной мере была отказом от тех принципов, которые были заложены в программе "Демократической России".
Декларация о суверенитете была значительным шагом в политической борьбе, но глядя на этот документ из сегодняшнего дня, я бы сказал, что это документ о не реализовавшихся возможностях.
XS
SM
MD
LG