Ссылки для упрощенного доступа

Продолжается 20-й кинофестиваль "Кинотавр"


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Лейла Гиниатулина: Продолжается юбилейный 20-й кинофестиваль "Кинотавр". Сегодня пятый рабочий день кинофестиваля. В Сочи находится наш собственный корреспондент Марина Тимашева.
Добрый день, Марина! Сегодня День России. Нашел ли этот праздник отражение в работе фестиваля? Как-то там его отмечают особенно?

Марина Тимашева: Добрый день, Лейла! Нет, конечно. Ничего специального, разве что конкурсное кино демонстрирует редкую независимость от зрителей. Человека, который по доброй воле потянется в кинозалы на такие фильмы, которых здесь большинство, я себе представляю с трудом. Если же говорить о конкурсной программе, вообще, в ней показано 8 фильмов. Но сказать, что к той минуте определился из этого списка фаворит – сложно. У каждого фильма есть сторонники, противники. Поскольку жюри возглавляет Сергей Сельянов, выберут, скорее всего, фильм "Действующий на нервы". Но вот в этом списке появилось еще одно название – это "Волчок" Василия Сигарева. Вот уже много лет он один из самых преуспевающих персонажей так называемой новой драмы. Его сочинения идут на сценах российских и европейских театров. Вообще, перемещение людей, связанных с театром, в кино, было в последние годы очевидным. Возможно, вскоре ситуация переменится, поскольку из кино уходят большие деньги. Многие кинопроекты заморожены, а театр как-никак прокормит.
"Волчок" – это очень реалистичная совершенно типичная бытовая история из разряда тех, на которые человек обращает свое внимание в телевизионной документалистике. Небольшой поселок, мать, извините за выражение, шалава, изредка, по мере надобности, возвращается домой, где ее ждет, не дождется любящая маленькая дочка. Единственный друг девочки – мальчик с фотографии, а фотография на кладбищенском кресте. Людей, о которых Василий Сигарев пишет, он знает – их повадки, их манеры, речь. Но над бытом, на мой взгляд, "Волчок" не поднимается. Повествование ведется от лица девочки. За кадром голос рассказывает, что с ней происходит, а следом идет эпизод, иллюстрирующий рассказ. Развития действия нет. Из сцены в сцену происходит практически одно и то же. Напряжение создается не тем, что ждешь, куда повернет история, а потому что финал предопределен, и не тем, что следишь за происходящим с людьми или между ними, а просто страхом – какой еще мерзости ждать от так называемой мамаши. Вполне такое бытописательское, натуралистическое с элементами мелодрамы и театральщины кино с хорошей женской ролью.
Вообще, почти все фильмы, показанные на фестивале, объединяет одна тема – иногда она главная, иногда второстепенная – тема ложно понимаемой свободы, того самого "Кислорода" (это название фильма Ивана Вырыпаева), то есть страстного желания жить как хочется, не обращая внимания на окружающих. Свобода от всяких норм нравственных и обычных законов человеческого общежития. Эта же тема в очень хорошем фильме Ларисы Садиловой "Сынок". Но если большинство режиссеров, чьи картины в конкурсной программе участвуют, действуют примерно так же, как и персонажи их фильмов и никаких ограничений не признают, то Лариса Садилова другая.
"Сынок" построен на детективной интриге. Она нужна не только для того, чтобы держать внимание зрителей, но и для того, чтобы проявить особенности отношений двух людей – мальчика, брошенного матерью, и вырастившего его отца. Вообще, фильм о том, что все, что избыточно, даже если избыточна любовь, может привести к последствиям не предсказуемым. В этом фильме цвет такой, как в жизни, а в остальных картинах он или намного ярче, или намного более блеклый. Здесь звук такой как в жизни, а потому за что отдельное спасибо – слышны тексты. Здесь люди такие, как в жизни, то есть сложные. Здесь миру не предъявляют претензии в его несовершенстве, а спрашивают с самих героев. Здесь грандиозная работа Виктора Сухорукова. За каждым жестом, взглядом, движением актера глубокое понимание человеческой природы и того, как она может проявлять себя в разных ситуациях.
Пока это единственная картина конкурса, в которой изложена ясно история, в которой нет ничего схематичного, в которой интересно следить за происходящим с людьми, в которой не можешь угадать финал через 5 минут после начала, в которой есть воздух, то есть пространство для собственного воображения и своих не навязанных режиссером мыслей.

Лейла Гиниатулина: Марина, спасибо большое!
XS
SM
MD
LG