Ссылки для упрощенного доступа

Кризис в Молдавии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Северин.

Андрей Шароградский: Миссия МВФ, прибывшая в Молдавию для согласования новой программы финансирования, перенесла решение вопроса о выделении помощи республике. Представители МВФ вернутся к обсуждению этой темы после досрочных парламентских выборов в Молдавии и определения нового правительства. Независимые эксперты в Кишиневе считают, что для привлечения денежных средств государству необходимо завоевать доверие международных организаций, а также пересмотреть стратегию развития экономики. Большую часть финансовых поступлений одной из самых бедных европейских стран составляют средства, переведенные родственникам временно работающими за рубежом молдавскими гражданами. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Кишиневе Ирина Северин.

Ирина Северин: Одним из факторов, благодаря которому молдавским коммунистам удалось добиться высокой поддержки избирателей на прошлых выборах, стало то, что коммунистическими средствами информации преподносилось едва ли не как экономическое чудо. Везде кризис и паника, а в Молдавии власти повышают зарплаты и пенсии, курс национальной валюты незыблем. Однако в последнее время и коммунисты Молдавии вдруг заговорили об экономическом кризисе, убеждая оппозицию проголосовать за своего кандидата в президенты. Какова же реальная ситуация в молдавской экономике сегодня? Мнение независимого эксперта Валериу Прохницки:

Валериу Прохницки: За последние 15 лет экономическая ситуация в Молдавии никогда еще не была такой тяжелой. Начиная с 2000 года, экономика Молдовы росла буквально на дрожжах. Но это не означает, что рост был качественным. Этот рост был основан на тех денежных переводах, которые молдавские мигранты, работающие в России, в Италии или Испании, отправляли домой. Это позволило экономике расти.

Ирина Северин: Если другие страны воспользовались этим периодом экономического роста, то Молдова просто упустила его. Для реформирования экономики, для развития ее, для создания рабочих мест.

Валериу Прохницки: Абсолютно согласен. На самом деле власть паразитировала на молдавских мигрантах. Люди нашли возможность иммигрировать, правительство поняло, что люди сами решают свои вопросы. Такая модель экономического роста о многом говорит. Если для молдаван было менее рискованно иммигрировать, чаще всего нелегально, чем, например, создать здесь какое-то маленькое предприятие, то вы можете понять, насколько трудно было маленькому бизнесу существовать в этой стране.

Ирина Северин: Были разные проблемы в конце 90-х. В эти годы уже другие риски.

Валериу Прохницки: Несмотря на то, что люди переводили деньги в молдавскую экономику, эти деньги не работали на экономику. Тот огромный спрос не повлиял на предложения со стороны молдавских компаний. Эти деньги, на самом деле, работали на финансирование импорта.

Ирина Северин: Независимый эксперт Вячеслав Ионица.

Вячеслав Ионица: После сильного упадка с 1991-2003 года, благодаря денежным переводам, которые больше, чем зарплата, которая платится Молдовой, больше, чем весь наш экспорт, у нас начался потребительский бум. Это привело к росту экономики. Но можно сказать, что это как бы дождевое озеро – быстро приходит, быстро уходит. У нас был рост экономики, рост бюджетных поступлений, уровень жизни населения рос. В то же самое время сельхозхозяйство у нас почти все убито было, промышленность не двигалась. То, что двигалось – это было строительство, опять же связанное с тем, что 60% их всех денег, которые выходили на строительство, это от гастарбатеров. Сейчас мы пожинаем то, что есть. Упали переводы из-за рубежа, упали доходы населения.
Если во всех странах кризис проходит три фазы (первая фаза – финансовый сектор, вторая фаза – сектор экономики, третья фаза – благосостояние людей), мы сразу перешагнули в третью фазу.

Ирина Северин: Как молдавскому правительству удавалось так долго игнорировать экономический кризис? Говорит Валериу Прохницки:

Валериу Прохницки: У Молдовы был какой-то запас прочности, если можно так сказать, только благодаря тому, что люди работали за рубежом, и только благодаря тому, что бюджет пополнялся за счет того, что спрос все-таки сохранялся высоким. Сейчас у нас нет ни высокого спроса, с другой стороны, нет компаний, которые работали, которые бы платили налоги в бюджет.

Ирина Северин: Каков прогноз развития экономической ситуации в Молдавии? Что позволит стране выйти из кризиса?

Валериу Прохницки: Я думаю, что 2009 год для Молдовы в любом случае будет крайне тяжелым в экономическом плане. Скорее всего, рост будет отрицательным. В 2010 году, наверное, экономика России начнет восстанавливаться. Наверное, экономики европейских стран начнут восстанавливаться. Возможно, что молдаване, которые остались за границей, начнут опять получать большие зарплаты. Это будет способствовать тому, что экономический рост, скорее всего, в 2010-2011 годах восстановится в Молдове.

Ирина Северин: Мнение Вячеслава Ионицы.

Вячеслав Ионица: Переводы не то, что растут, они жестко начали падать. Это привело к тому, что падает потребление. А у нас потребление связано с импортом. Импорт упал на 30%. Это минимум 30%! Это означает, что падает импорт, это означает, что бюджет, который привязан к потреблению на уровне 90%, это все! Капут! Сначала нельзя будет платить зарплату бюджетникам. Это первая фаза. Вторая фаза – нельзя будет платить пенсию.

Ирина Северин: Стоит ли Молдавии рассчитывать на помощь развитых стран и международных организаций?

Вячеслав Ионица: Я думаю, что без изменения полной власти, не будет. Потому что деньги приходят, когда есть доверие. Для того чтобы у нас строить доверие, нужна полностью новая власть.

Ирина Северин: Миссия МВФ, работавшая в Молдавии последнюю неделю, приняла решение о переносе переговоров о предоставлении помощи стране на осень, после того, как в Молдавии пройдут парламентские выборы, и будет создано новое правительство.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG