Ссылки для упрощенного доступа

Кто спасет байкальский остров Ольхон (Иркутская область)


В эфире Иркутская область, Екатерина Вертинская:

Жители острова Ольхон, что на Байкале, рискуют в ближайшем будущем остаться без средств к существованию. В течение двух месяцев в году они зарабатывают тем, что приглашают в свои дома туристов, на эти деньги, по существу, и живут до следующего лета. Раньше на первом месте среди источников дохода ольхонцев была рыбная ловля, но сейчас она постепенно отходит на второй план. Проблемы местным жителям создает районная администрация, чиновники которой с легкостью сдают в аренду земли приезжим коммерсантам. Те строят огромные турбазы, нанося непоправимый урон уникальной природе, а еще переманивают к себе клиентов.
По словам лидера Байкальского движения Галы Сибиряковой только три хозяина турбаз из 60 существующих на острове реально понимают, что нельзя занимать побережье, нельзя губить природу. Развивать бизнес можно, и не нанося урон живому. Рассказывает жительница острова Ольхон Гала Сибирякова.

Гала Сибирякова: Администрация почему-то решила отдать целые заливы в частную собственность. Люди здесь не живут, люди приехали сюда только для бизнеса. Такая политика администрации, она отнимет у ольхонцев хлеб, то есть с рыбной ловлей сейчас проблемы, остался единственный может быть единственный надежный доход, который сейчас отнимается у местных жителей.

Алексей Собачкин: Кстати, земли, которые сдает в аренду администрация Ольхонского района, носят статус "сельхозназначения", строить на них ни в коем случае нельзя. Да и принадлежат они "Прибайкальскому национальному парку", которому были переданы еще в 1986 году. Только тогда не нашлось денег, чтобы провести межевание всей территории, так что официально границ нет. Этим и пользуются сейчас чиновники. А совсем недавно они решили узаконить деятельность своих арендаторов и стали активно заниматься тем, чтобы перевести 110 га реликтовых степей Байкала из разряда "сельхозназначения" в разряд "рекреационных". На таких землях строительство разрешается. Говорит заместитель директора Прибайкальского национального парка Виталий Рябцев.

Виталий Рябцев: Прокуратура и Росприроднадзор, у них руки развязаны, им не нужны ни эти границы, ни этот документ. У них свои права есть. Они могут подойти к этой базе, и спросить, почему в нарушение законодательства земли сельхоз назначения вы застроили, где решение экологической экспертизы. Нет, тогда давайте прекращать, давайте сносить. Ведь ни одного примера нет, когда хотя бы один такой объект был бы снесен. Да я не вижу примера, чтобы строительство было приостановлено.

Алексей Собачкин: Живые, нетронутые земли на Ольхоне еще остались. За них сейчас ведут активную борьбу сотрудники "Прибайкальского национального парка" и "Байкальской экологической волны", пишут во все возможные инстанции с просьбой защитить жемчужину Сибири. Продолжает сопредседатель иркутской региональной общественной организации "Байкальская экологическая волна" Марина Рихванова.

Марина Рихванова: Одно из условий того, что Байкал находится в списках участков Всемирного природного наследия, это уникальность ландшафтов, это редкие виды и растения. И если эти признаки теряются, то объект уже не может быть участком Всемирного природного наследия.

Алексей Собачкин: Марина Рихванова подтверждает, что кроме редкой природой на Ольхоне нет интересов для туристов. Не будет природы – гости не будут приезжать. Коммерсанты, которые сейчас застраивают побережье, переместятся в другие места. А вот местные жители останутся ни с чем. Конечно, если не случиться чуда, и все ответственные организации не встанут на защиту острова.
XS
SM
MD
LG