Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Это тревожное словосочетание пандемия гриппа


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов.

Юрий Жигалкин: В конце прошлой недели всемирная организация здоровья объявила, что эпидемия гриппа, прежде известного как свиной грипп, превратилась в пандемию. То есть, вирус распространился по всему миру и угрожает огромному числу людей. Впрочем, на этом, как считает профессор Ричард Уэнзел, заведующий медицинской кафедрой университета Виргинии, ясность заканчивается. С ним беседует Аллан Давыдов.

Ричард Уэнзел: По-моему, происходит даже некоторая дезориентация. Обычно шестая степень тревоги подразумевает нечто более серьезное, чем нынешняя стадия распространения гриппа. Уже известно, что инфекция H1N1 поразила большое число людей на многих континентах. Но речь идет только об устойчивом распространении, но не о тяжести заболевания на различных континентах. Неспособность разделить эти два понятия может сбить с толку. В конце концов, каждый год наступает эпидемия сезонного гриппа с вирусом, похожим на нынешний H1N1, убивающим в глобальном масштабе до полумиллиона человек. Но последние 40 лет это еще никогда не давало оснований объявлять пандемию. Смертность во время пандемия "испанского гриппа" 1918-1919 годов составила 2,5 процента. Во время пандемий 1957 и 1968 года смертность не превышала половины процента. Нынешняя эпидемия не выходит за рамки показателя обычного сезонного гриппа - 0,1 процента. В Мексике - 0,2-0,3 процента, но это скорее исключение из общей картины.
Думаю, что сейчас гораздо важнее направить усилия экспертов на изучение степени тяжести заболевания и на мобилизацию ресурсов эпидемиологического контроля на двух или более континентах.

Аллан Давыдов: Огромное внимание прессы к новой мутации вируса создает ощущение, что он подстерегает человека буквально на каждом шагу. Действительно ли это так?

Ричард Уэнзел: В данный момент это определенно не так. Я не призываю к беспечности. Но убежден, что, о пандемии можно говорить, когда уровень заболеваемости возрастет до такого уровня, когда потребуется срочно реагировать на угрозу инфицирования быстрым и согласованным привлечением международных антиэпидемических ресурсов.

Аллан Давыдов: Каковы могут быть экономические последствия от объявления пандемии гриппа H1N1?

Ричард Уэнзел: В случае неготовности быстро наладить производство нужной вакцины или новых лекарств большие материальные затраты неминуемы. На этот раз вакцина уже создана, она испытывается, то есть затрат будет меньше. И все же огромные экономические издержки неминуемы, хотя бы потому, что власти многих стран ужесточают режим пересечения границ, не исключено даже закрытие границ. Но опыт показывает, что даже такие меры не предотвращают распространение респираторной инфекции. Некоторые инфицированные до проявления симптомов гриппа успевают заразить окружающих. Если же говорить о стране с наибольшим числом инфицированных - о Мексике – то там, по оценкам, преодоление гриппа H1N1 может обойтись сумму, превышающую 4,5 процента валового внутреннего продукта.

Аллан Давыдов: Будут ли американские медики и власти на местах предпринимать особые меры в связи с пандемией?

Ричард Уэнзел: Теоретически при определении предельно высокой угрозы пандемии предполагается усиление сотрудничества и координации действий. Насколько мне известно, в этих условиях вступают в силу заключенные ранее соглашения о направлении медицинских ресурсов в пораженный район, а также международные договоры по отслеживанию инфицированных, возможно, введению карантинов, обмена медицинским опытом.

Аллан Давыдов: Что вызывает у вас наибольшую озабоченность в условиях наступающей пандемии?

Ричард Уэнзел: Больше всего беспокоит непредсказуемая природа гриппа. Никогда не знаешь, придет ли повторная волна эпидемии, повысится ли вирулентность в результате скрещивания с другими штаммами. Так что хочу предостеречь от благодушия и от упрощения проблемы. В то же время нам следует иметь более ясное понимание того, что означают предельно высокий уровень опасности пандемии.

Аллан Давыдов: Так ситуацию, связанную с наступлением пандемии гриппа H1N1, прокомментировал профессор Ричард Уэнзел, заведующий кафедрой внутренней медицины Университета Содружества Виргиния в Ричмонде.

Юрий Жигалкин: В пятницу крупнейший швейцарский фармацевтический концерн "Новартис" объявил о производстве первого экспериментального варианта вакцины от свиного гриппа. Ее клинические испытания начнутся в июле, а рабочая версия будет готова к осени. "Новартис" уже получил заказы на сотни миллионов долларов. Можно ли надеяться на то, что эта вакцина снимет проблему гриппа H1N1? Вот мнение профессора-вирусолога Даниила Голубева.

Даниил Голубев: Я думаю, что эта вакцина будет эффективна в той мере, в какой эффективна гриппозная вакцинация вообще, когда она проводится вовремя и вирусом, который соответствует антигенной структуре циркулирующего штамма. В данном случае, речь идет именно об этом. Значительная гарантия предотвращения тяжелейших последствий пандемии при массовой иммунизации такой вакциной, безусловно, существует. Она показана. Надежды здесь очень большие.

Юрий Жигалкин: А в чем состоит основная трудность в создании подобной вакцины?

Даниил Голубев: Самая главная трудность была выбрать штамм, который является основой вакцинного действия. Эта работа была сделана буквально в первые недели, когда канадские, американские, британские ученые раскрыли структуру этого нового вируса. Затем необходимо было выяснить соответствие его реальных антигенных потенций к штаммам, циркулирующим в это время. Это тоже было сделано. Дальше идет огромная технологическая работа. Необходимо накопить этот вирус в больших количествах. Опыт по этому поводу есть, хотя он требует времени и больших материальных ресурсов. Инактивировать такую вакцину, а затем клинические (сначала предклинические, а затем клинические) и иммунологические испытания. Судя по тем данным, которые мы имеем, есть основания полагать, что в ближайшее время будет вакцинный препарат, который, конечно, является серьезной гарантией в борьбе с распространением нового вируса.
XS
SM
MD
LG