Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Ходорковский предлагает свой рецепт оздоровления российской судебной системы


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.
Андрей Шарый: Журнал "Коммерсант власть" опубликовал 15 июня обширную статью опального бизнесмена Михаила Ходорковского, новое дело которого рассматривается сейчас в Хамовническом суде Москвы. Ходорковский присоединился к дискуссии о необходимости реформы российского правосудия, он не только указывает на недостатки российской судебной системы, но и предлагает готовый рецепт ее оздоровления.

Марьяна Торочешникова: Статья Михаила Ходорковского "Россия ждет суда" начинается с элегантной шпильки в адрес действующего президента России: "Президент Медведев, кажется, совершенно не против либерализации. Но в то же время не хочет, чтобы любые "оттепельные" мероприятия хотя бы в минимальной степени представляли угрозу его власти".
Впрочем, дальше автор оговаривается: "Дмитрий Медведев умеет не только говорить, но и делать кое-какие правильные вещи". В качестве примера этих правильных вещей приводится помилование 12 осужденных, увольнение начальника Московского ГУВД Владимира Пронина и освобождение Светланы Бахминой.
"Никакая демократизация, никакая либерализация в России в принципе невозможны без превентивной судебной реформы", - пишет он.

Юрий Шмидт: У него есть специфический опыт, который как бы носит не абстрактный характер, а является результатом вполне конкретных раздумий человека, который в течение долгого времени пытается добиться справедливого правосудия и видит слабые места в нашей судебной системе, которые мешают ему этого правосудия добиться.

Марьяна Торочешникова: Пояснил адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт.
В своей статье Михаил Ходорковский предлагает краткий исторический экскурс, который должен помочь читателю найти корень зла и понять, почему в России не приживается независимый суд. По мнению Ходорковского, последняя попытка создать независимый суд в России в 90-х годах прошлого века провалилась, потому что большая часть элиты не хотела полностью независимой "третьей власти". Чиновники заинтересованы в том, чтобы судьи выполняли их прямые или косвенные указания. А многие бизнесмены - в возможности гарантировать определенный исход судебных разбирательств с помощью взяток.
"Сегодня у нас судебная система, которая на две трети представляет собой особый департамент исполнительной власти, и на треть - конгломерат специальных подразделений крупных и средних корпораций"", - констатирует Михаил Ходорковский и предлагает семь идей, реализация которых, с его точки зрения, приведет судей к реальной независимости.

Юрий Шмидт: Судебная реформа в том аспекте, в каком ее предлагает Ходорковский, - это то, что наиболее реально и не требует по сути своей никаких сверхусилий при наличии политической воли. Здесь не нужно менять Конституцию, достаточно ограничиться не слишком значительными изменениями законодательства и это может быть очень существенным шагом вперед, не говоря уже о том, что это действительно крайне важно для нашей несчастной страны, где правосудие по сути своей практически отсутствует.

Марьяна Торочешникова: Часть предложений Михаила Ходорковского перекликается с идеями, заложенными в Концепции судебной реформы, которую еще в 1991 году принял Верховный совет РСФСР. Над текстом концепции работал довольно большой коллектив авторов, среди них и судья в отставке Сергей Пашин. Его я и попросила прокомментировать статью Михаила Ходорковского.

Сергей Пашин: Конечно, судебная система должна стать независимой. Конечно, уголовные и гражданские дела должны распределяться случайным образом, а не властью председателей судов. Нельзя не одобрить идею расширения компетенции суда присяжных, ибо суд присяжных зарекомендовал себя как инструмент гражданского общества. Но предложения, связанные с повышением роли совета судей и с предоставлением совету судей право формировать изрядную долю судейского корпуса, мне кажется, достаточно наивны. Нынешний совет судей - это плоть от плоти бюрократической судебной системы, это комитет по обслуживанию интересов иерархов этой судебной системы. Поэтому рассчитывать на то, что совет судей Российской Федерации будет вести себя независимо, самостоятельно и в интересах правосудия, по-моему, не приходиться.

Марьяна Торочешникова: Предложение Михаила Ходорковского поднять ценз для получения судейских должностей - побольше стажа, постарше возраст - по мнению судьи в отставке Сергея Пашина, не сработает.

Сергей Пашин: Наоборот, модернизация судейского корпуса должна быть связана именно с привлечением людей, не связанных с судебной системой, желательно не получивших этого негативного опыта. Автор так же предлагает формировать Конституционный суд из числа людей, которые прослужили судьями, прокурорами и адвокатами не менее 10 лет. Но Конституционный суд - это ведь не суд общей юрисдикции, не коммерческий суд. Это место, где судьи должны выражать право в его высшем смысле. Поэтому не случайно во многих странах, где работают конституционные суды, этот орган формируется из профессоров права, а вовсе не из людей, связанных с системой.

Марьяна Торочешникова: В общем, недаром свою статью Михаил Ходорковский закончил словами: "Стоя "с другой стороны барьера", могу позволить себе быть более радикальным во взглядах. Считаю, что радикальный взгляд, даже если он окажется маргинальным, есть стимул к размышлению и дискуссии по этой важнейшей проблеме нашей страны. Пока Россия не дождется независимого суда, она не дождется и свободы, которая, как говорится, лучше, чем несвобода".

XS
SM
MD
LG