Ссылки для упрощенного доступа

В Москве завершает работу выставка "Торжество православия"


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.

Марк Крутов: В Новодевичьем монастыре завершает свою работу цикл интереснейших выставок, посвященных убранству русского храма. Сейчас можно увидеть последнюю в этом ряду выставку, она называется - "Торжество православия".

Лиля Пальвелева: В середине IX века в Византии произошло важное для церковной истории событие - победа над так называемыми "иконоборцами". Об этом напоминает главный экспонат выставки - полномерная икона замечательного мастера 17-го столетия Симона Ушакова. Об иконе рассказывает директор филиала Исторического музея "Новодевичий монастырь" Марина Шведова.

Марина Шведова: Она называется "Седьмой вселенский собор", но по тому, что изображено, это, в сущности, "Торжество православия". Икона написана одним из самых гуманистически образованных иконописцев русского средневековья Симоном Ушаковым. Правда, есть исследователи, которые ищут для этой иконы другого мастера, Гурия Никитина, но это тоже очень высокого качества иконописец. Икона написана в такой церковно-археологической, глубокой традиции и на ней изображена вся история восстановления иконопочитания Византии с 1787-го по 1842-й год. Икона была написана когда-то специально для Смоленского собора Новодевичьего монастыря, всегда находилась здесь и, очевидно, была одной из тех икон, вокруг которой проходила сама служба "Торжества православия". Эта служба была установлена, есть точный исторический...

Лиля Пальвелева: Так называется служба тоже, да?

Марина Шведова: Так называется день "Торжества православия", это первое воскресенье, первая неделя Великого поста. Эта служба существует с 19 марта 1842 года, у нее есть конкретная историческая дата, происхождение, все это записано в деяниях вселенских соборов и довольно подробно изображено на иконе, перед которой мы с вами стоим. Есть маленькое клеймо из верхних клемм иконы, где изображается и Константинопольский дворец, две императорские византийские четы участвовали в восстановлении иконопочитания. В частности, изображен Константинопольский собор, в котором происходит эта первая служба "Торжества православия".

Лиля Пальвелева: То есть изображен собор, как здание, не собор, как собрание.

Марина Шведова: Именно. То есть Никейский, Софийский собор, в котором происходило это богослужение, с отчетливо выраженными византийскими чертами. Здесь изображен собор, как единение 300 епископов и монахов, которые участвовали в деяниях собора. Они, кстати, внизу на иконе поименно перечислены.

Лиля Пальвелева: Все 300?

Марина Шведова: Конечно, потому что они канонизированы из-за того, что они участвовали в решениях собора. Здесь очень много тонких атрибутов. Даже если вглядеться, правда, с помощью наших обычных, человеческих глаз мы вглядеться в эти подробности не можем, но если мы смотрим с помощью компьютера на каждое изображение, удивляет, что это не просто какие-то типичные лики, старец какой-нибудь или, скажем, вдруг молодой человек, а это какие-то очень индивидуализированные, по-разному написанные лики, хотя в принципе этой индивидуальности быть не может. Мы не знаем, как они выглядели в 1787-м году, это чисто иконописная задача, которую мастер специально решал.

Лиля Пальвелева: Вы сказали, что невооруженным глазом трудно разглядеть черты этих ликов. Автор, какую цель преследовал? Он писал как бы не для того, чтобы человек разглядывал или просто 300 лет назад зрение у людей было лучше?

Марина Шведова: Думаю, что и не то, и не другое. На самом деле это продлевается традиция средневековая иконописная, когда пишет мастер вне зависимости от зрителя, а ровно в зависимости от собственного мастерства и ровно в зависимости оттого, что он, собственно, этот мастер, хотел сказать.
Симон Ушаков, в частности, был такой мастер, который был изумительный график. Он, во-первых, очень тонко и разнообразно владел миниатюрой как таковой. Он владел резьбой по драгоценным металлам, создавал очень сложную иконографию. Вот в этой иконе он большинство своих возможностей использует. Не имеется в виду ни человеческий глаз, но подозревается какая-то необыкновенная скрупулезность и тонкость, и индивидуальность работы. Это его фирменный знак.

Лиля Пальвелева: Не только икону, о которой рассказала Марина Шведова, специалисты называют уникумом. Все представленные на выставке вещи - единственные в своем роде. И все они свидетельствуют о традиции прославления русских святых, а также особо чтимых икон.
XS
SM
MD
LG