Ссылки для упрощенного доступа

В Екатеринбурге проходят два международных саммита


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович и Денис Каменщиков.

Кирилл Кобрин: В Екатеринбурге сегодня сразу два саммита. В эти минуты главы России, Бразилии, Китая и Индии заседают на первой встрече лидером так называемой БРИК (аббревиатура составлена из первых букв названий государств) - сообщества четырех стран, которое пока никак не оформлено. А до этого там же, в Екатеринбурге, прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества, где председательствовал президент России Дмитрий Медведев. За двумя екатеринбургскими событиями следил мой коллега Данила Гальперович, сейчас он в прямом эфире Свободы.
Данила, вам слово.

Данила Гальперович: Надо сказать, что мы с минуты на минуту ожидали начала пресс-конференции участников саммита БРИК, но пока, видимо, она откладывается. И, по последним сведениям, он несколько продлен. Видимо, из-за остроты беседы, из-за остроты той темы, которая была обозначена в самом начале Дмитрием Медведевым. А сказал он о том, что нужно поговорить о деньгах.

Дмитрий Медведев: Несмотря на то, что мы довольно часто встречаемся и общаемся в других форматах, по всей вероятности, такого рода координация, она позволит лучше прояснить позиции друг друга и, наверное, позволит выработать какие-то новые нестандартные пути решения международных финансовых проблем, реформ и международных финансовых отношений.

Данила Гальперович: Очевидно совершенно, и, действительно, суть разговора на первой встрече лидеров БРИК - это как каждая из этих стран справляется с экономическим кризисом. Ну, здесь нужно отметить, конечно, что у Индии и Китая отношения достаточно натянутые, это всегда было так. Бразилия географически несколько далеко от всего этого. Тем не менее, БРИК почему вообще возникла, это было наблюдателями, журналистами и финансовыми аналитиками выработано как обозначение четверки самих быстро растущих стран мира. Это было некоторое время назад.
Ну, и вот пока это все продолжается, саммит Шанхайской организации сотрудничества уже завершился. И о его официальных итогах рассказывает из Екатеринбурга Денис Каменщиков.

Денис Каменщиков: На сегодняшнем заседании в екатеринбургском отеле "Хаятт" главы государств-стран ШОС обсудили роль региональных институтов в решении глобальных проблем, сверили позиции по спорным вопросам, в том числе по северокорейской ядерной программе, координировали усилия в борьбе с терроризмом. Одной из главных тем саммита стало обсуждение проблемы создания единой наднациональной валюты, принятие которой, по мнению сторон, сможет помочь в преодолении глобальных экономических проблем. Говорит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Нурсултан Назарбаев: Предлагаю изучить возможность введения единой наднациональной расчетной единицы, привязанной к корзине основных региональных валют. Данная единица могла бы использоваться в торгово-экономических расчетах между странами ШОС. Потому что национальная валюта в роли региональной или резервной мировой - это давно исчерпавшие себя, отжившие схемы.

Денис Каменщиков: Президент России Дмитрий Медведев согласился с Нурсултаном Назарбаевым и предложил увеличить долю национальной валюты в расчетах между странами ШОС.

Дмитрий Медведев: Валютная система, тем более мировая валютная система не может быть успешной, если те финансовые инструменты, которые используются, номинированы только в одной валюте. А сегодня мы понимаем, что это именно так, этой валютой является доллар, и конечно, мы должны укреплять международную валютную систему не только за счет укрепления позиций доллара, а, в том числе, и за счет создания новых резервных валют и возможности создания наднациональных платежных средств и способов расчетов.

Денис Каменщиков: В декларации саммита ШОС отмечается, что попытки добиться односторонних преимуществ в оборонной сфере "контрпродуктивны, подрывают стратегический баланс и стабильность в мире, не способствуют укреплению доверия, сокращению вооружений и разоружению". Своеобразные итоги по всем областям сотрудничества подвел в своей речи председатель Китайской народной республики Ху Цзиньтао. Его выступление транслировал телеканал "Вести".

Ху Цзиньтао: За прошедший год сотрудничество ШОС динамично продвигается по всем направлениям. Повышается уровень политического взаимодоверия, укрепляются основы традиционной дружбы. Многовекторная и многоуровневая структура сотрудничества в сфере безопасности показывает свое уникальное преимущество. Весьма результативно осуществляется сотрудничество в правоохранительной области, уверенно растет торговля и инвестиции, наращивается сотрудничество в сфере ликвидации стихийных бедствий, культуры, здравоохранения, туризма.

Данила Гальперович: Ну, вот за всей этой шикарной дипломатией главной интригой было две вещи: упомянут ли КНДР и ее ядерные испытания и встретится ли Медведев с Ахмадинеджадом. Вот с Ахмадинеджадом Медведев встретился, и это такой знак Западу, что, в общем, пока поздравляют, как и поздравляли раньше, что с первым избранием, что со вторым. Про Корею Дмитрий Медведев сказал только на своей пресс-конференции, а на основном заседании не сказал.
Почему же Россию так тянет в Азию? Об этом я спросил президента Института стратегических оценок Александра Коновалова.

Александр Коновалов: Как ни говори, конечно, России будет очень трудно уворачиваться, приближаясь к Китаю, потому что сравнение на фоне будет далеко не в пользу России. Но зато это очень мощный фактор давления на всех остальных. Во-первых, начнем с того, что очень большие золотовалютные резервы Китая хранятся в казначейских облигациях федерального правительства США. И строго говоря, если Китай вдруг захочет завалить доллар, ему это не так уж сложно сделать. Но факт остается фактом, от Китая Америка зависит куда больше, чем от России. И вступая в одну организацию такую с Китаем, Россия как бы и свой вес тем самым хочет увеличить, безусловно. Получится у нее или нет, осознает ли она, что рядом с Китаем она всегда будет, мягко говоря, младшим братом, а может быть, даже и не братом, а очень младшим партнером, в какой-то мере поворот на Восток - это внутренняя потребность и отражений объективной необходимости.
Появляется еще такой феномен, как БРИК. Я, правда, не очень понимаю, что это такое, потому что институционально ничего такого нет, а есть только термин, кем-то придуманный. А сейчас его пытаются переделать в БРИИК, добавив туда Индонезию, учитывая ее темпы роста и то, что Азия - это очень быстро растущий центр силы в мире во всех отношения. России нужна какая-то осмысленная политика хотя бы по отношению к своей азиатской территории. Ведь у нас из 145 миллионов человек населения только 20 с небольшим живет к востоку от Урала. И количество это постоянно уменьшается. И в конце концов, если мы не сумеем осваивать и как-то прикладывать к делу те ресурсы, которые там находятся, а основные ресурсы у нас сегодня там, за Уралом, то мы это просто потеряем. Не потому что на нас кто-то нападет, а потому что мы держать не сможем.

Данила Гальперович: А чем закончится встреча БРИК - покажет буквально ближайшее будущее, мы надеемся на это.
XS
SM
MD
LG