Ссылки для упрощенного доступа

31-й Московский международный кинофестиваль откроется фильмом "Царь"


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.

Марк Крутов: Московский международный кинофестиваль откроется сегодня фильмом главы его жюри Павла Лунгина "Царь". В нем последнюю свою роль в кино сыграл Олег Янковский. На предпремьерном показе и пресс-конференции съемочной группы побывала наш корреспондент Елена Фанайлова.

Елена Фанайлова: Летом 1566 года царь Иван Грозный читает из Апокалипсиса, по России скачут опричники, к Москве приближается соловецкий игумен Филипп Колычев, чтобы стать митрополитом при Иване и мученически погибнуть от рук опричников за дерзкие споры с царем. В повозке Филиппа - девочка-юродивая, с которой будут связаны первые чудеса и знамения героям. Это страшная сказка с несчастливым концом, декоративный блокбастер из русского Средневековья, напоминающий картины Ивана Билибина и одновременно "Королеву Марго" Патриса Шеро. Это дуэт Петра Мамонова и Олега Янковского (последняя роль актера). Это патологически откровенные сцены убийств и казней. Впечатления зрителей сразу после просмотра. Дарья Митина, секретарь ЦК Российского коммунистического союза молодежи.

Дарья Митина: Брутальный натурализм не всегда показатель качества. Оно, конечно, впечатляет, но если сравнивать с "Иваном Грозным" нашим, советским, там все это было осмысленно. Там было понятно, во имя чего это все. Здесь просто параноидальная жестокость. Здесь нет интересов государства. Там все-таки интересы державы, измена именно государству, а не царю. Здесь чисто личностный конфликт.

Елена Фанайлова: Режиссер фильма Павел Лунгин отвергает сравнения с фильмом Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный".

Павел Лунгин: Это был заказ Сталина, государственный заказ во время войны. Он, конечно, мог только воспевать царя. Думаю, что ему не очень хотелось это делать. Он ушел от этого в чисто эстетическую конструкцию. Он сделал что-то вроде изумительного театра теней, который мне сейчас напоминает уже какую-то китайскую оперу.

Елена Фанайлова: Один из старейших кинокритиков советских времен Георгий Капралов после сеанса вспомнил не Эйзенштейна, а Тарковского.

Георгий Капралов: "Андрей Рублев". Но там же заканчивается Святой Троицей, высокой гуманистической идеей. Там вызревание человека есть, несмотря на все жестокости, за которые тогда нападали на Тарковского, несправедливо было, мне считается. Потому что там все оправдано - гигантская художественная и философская глубина. А здесь, мне показалось, этой глубины нет.

Елена Фанайлова: Павлу Лунгину, по его словам, пришлось реконструировать русское средневековье и попробовать изучить психологию власти.

Павел Лунгин: Иван Грозный сам был человек с раздвоенной личностью. Одна из его личностей была глубоко православна. Мне кажется, что Иван Грозный как первый русский царь самой силой своей личности, неординарностью, жестокостью, талантом во многом определил историю нашу и то, что мы называем русской властью.

Елена Фанайлова: Павел Лунгин говорит, что не смог бы сделать свой фильм ни без Мамонова и Янковского, ни без противостояния их героев. Противостояние власти светской в лице Ивана Грозного и власти духовной, митрополита Филиппа, многими зрителями воспринимается как утверждение авторитета Русской Православной церкви. Говорит кинокритик Алексей Юсев.

Алексей Юсев: Продолжилась та же линия, которая была и без того острая, здесь как бы сотрудничество с РПЦ продолжено. Идеологических игроков мало. РПЦ усилило свое влияние. Это очень знаково. А фильм, я бы сказал, очень сильный получился. Почему это произошло? Потому что материал очень богатый. Фильм очень сильно сделан. Я так понимаю, что он пойдет в народ, будет очень популярным, популярнее, чем "Остров".

Елена Фанайлова: Так считает кинокритик Алексей Юсев. Роль самого бесчинного опричника исполняет православный священник отец Иоанн Охлобыстин, в прошлом известный актер. Как он сообщил, на продолжение занятий актерской профессией в сане его благословил покойный патриарх Алексий.

Иоанн Охлобыстин: Передо мной была поставлена задача, которую я для себя сформулировал так - необходимо физическое олицетворение энергетического источника российской государственности, той предательской истерической ноте, которая есть в душе каждого русского человека по отношению к власти. В этом есть и что-то хорошее.
Что же касается моего участия как священника. Собственное, какое участие. Я участвовал как актер. Для христианина в современном кинематографе сверхзадачей является точно исполнять задачи режиссера. Чем серьезнее актер к этому относится, тем меньше он хочет быть симпатичным, если он играет зло. В данном случае - это зло.

Елена Фанайлова: Отец Иоанн Охлобыстин, исполнитель одной из ролей в фильме Павла Лунгина "Царь", которым открывается Московский международный кинофестиваль.
XS
SM
MD
LG