Ссылки для упрощенного доступа

Самара и окрестности: А мы сидим и просто курим...


20 июня – 75 Юрию Визбору.

Визбор для меня - это Грушинский фестиваль. Сегодня Грушинский - большая тусовка на большой поляне, мега-сити на природе, где хоть и гитар в сотни раз больше, чем в эпоху Визбора, да вот фестиваль какой-то не тот. Может, идеализирую тот, прежний Грушинский, где было всего несколько тысяч слушателей, зато каких! И в жюри был Визбор. Именно Визбор открыл для страны Грушинский фестиваль, рассказав о нем как журналист. О подвиге студента Куйбышевского авиационного Валерия Грушина, погибшего, спасая детей из перевернувшейся байдарки на реке Уде.

А потом Визбор был неизменным членом жюри Грушинского. В темных очках, в бейсболке, он мог появиться в одной из палаток тогда еще не такого огромного фестивального городка, чтобы записать на магнитофон интересную песню.

А сейчас в палаточном городке Грушинского фестиваля есть проспект Визбора.

Один из старожилов Грушинского фестиваля рассказал байку о Визборе. Только-только вышел на экраны фильм "Семнадцать мгновений весны". И Визбор, сыгравший Бормана, приехал на Грушинский: встретиться с друзьями, пройти на байдарках Жигулевскую "кругосветку". Визбор с друзьями решил прокатиться на байдарках до ближайшего волжского островка. Причалили к острову, решили прогуляться: природа изумительная, весь остров песчаный, лето, солнце, Волга! Идет Визбор с друзьями по пустынному (это они так думали!) острову и вдруг слышит крики двух дамочек подшофе: "Эй, мужчинки, идемте к нам в компанию, отдохнем!" Тут одна из дамочек крикнула другой: "Ты хватай толстенького, а я другого!" Визбор с другом еле успели скрыться от назойливых дам. К слову, в процессе погони одна из дам Визбора все же узнала и крикнула ему: "Эй, Борман, ты куда?" Потом эта история стала легендой Грушинского фестиваля, а Юрий Иосифович не подтверждал и не опровергал ее.

Самарский, тогда Куйбышевский Дом молодежи, начало восьмидесятых. Молодые люди с рюкзаками и гитарами, немного подозрительные, в куртках с эмблемами ССО (студенческих стройотрядов), как самые настоящие "неформалы", утром ждут трамвая, чтобы ехать на Грушинский фестиваль. Поют под гитару "Солнышко лесное" – визборовскую песню, ставшую гимном Грушинского фестиваля. Юрий Визбор был многогранен: радиожурналист, поэт, писатель, альпинист и инструктор по горным лыжам, бард и актер. Визбор как отражение своего поколения, как герой фильма "Июльский дождь". Очень хорошо представляю Визбора, идущего с гитарой по улицам тогда Куйбышева в районе Дома молодежи: человека, стремящегося от городской рутины семидесятых в романтику полярных станций и альпинистских походов, палаточных городков Грушинского фестиваля и байдарочных походов по рекам необъятного Советского Союза.

Теперь "хрущевки" в районе Дома молодежи увешаны рекламами, Дом молодежи стал торговым центром, да и Самара уже не Куйбышев начала восьмидесятых. "Хрущевки" уже не напоминание о поколении "оттепели", а просто обычное жилье, рудимент советского времени. На стене у входа в магазин "Соната" на Гагарина уже давно не клеят, как раньше, объявлений с текстом: "Куплю или обменяю записи бардов". Эти записи сейчас доступны в один клик в интернете, достаточно погуглить: "Барды. Визбор. Грушинский фестиваль". Сегодня можно через интернет организовать прямую телеконференцию с гостями Грушинского фестиваля, а раньше все было более лирично: за настоящей песней на Грушинский фестиваль нужно было ехать, а потом, возвращаясь домой в электричке и желтом "Икарусе", радоваться журналистскому везению, переслушивая на стареньком кассетнике прекрасную песню, написанную неизвестным, но очень талантливым гостем Грушинского фестиваля из Москвы, Питера или Самары…

Сегодня радиостанцию "Юность", у истоков которой стоял Юрий Визбор, любят называть комсомольско-слащавой, идеологически-правильной, мармеладно-марцепановой. Бред это все. Передачами "Юности" заслушивались и в 70-е, и в 80-е. Были и зарубежные "радиоголоса", с их интересными программами они были вне конкуренции, но из своих радиостанций лучшей тогда была "Юность" и Визбор.

А мы сидим и просто курим…
Над океаном снег летит.
Мы перешли вот эти бури,
Которых вам не перейти.
Мы сквозь такие мчались беды,
Что отрывались от земли.
Мы не попали в домоседы,
Но и в пираты не пошли…

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG