Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники призывают вернуть свободу действий иранским журналистам


Программу ведет Марк Крутов.

Марк Крутов: Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал власти Ирана немедленно прекратить использовать силу для разгона демонстраций сторонников Мир Хосейна Мусави, проигравшего на выборах президента страны действующему главе государства Махмуду Ахмадинеджаду. В заявлении, которое распространила пресс-служба генсека ООН, отмечается, что Пан Ги Мун удручен актами насилия на улицах иранской столицы и подавлением выступления антиправительственных демонстраций. К сожалению, количество достоверной информации о непосредственно происходящем в Иране резко ограничено действиями властей по отношению к журналистам. Практически все представители иностранных газет и телеканалов уже покинули страну, а многие иранские журналисты из независимых или оппозиционных СМИ арестованы.
За их судьбой внимательно следят в международной правозащитной организации "Репортеры без границ". Вот что рассказал в интервью Радио Свобода недавно избранный ее руководителем француз Жан-Франсуа Жулиар.
Сколько журналистов в настоящее время арестованы в Иране?

Жан-Франсуа Жулиар: Согласно нашей информации, в настоящее время, по меньшей мере, 34 иранских журналиста и блогера находятся в тюрьме. Так Иран стал крупнейшей тюрьмой мира для журналистов, обогнав Китай.

Марк Крутов: Что "Репортеры без границ" предпринимают, чтобы добиться их освобождения?

Жан-Франсуа Жулиар: Наша роль состоит в том, чтобы в первую очередь информировать об их положении, сообщать их имена, чтобы быть уверенными в том, что журналистов не забудут, не оставят в тех тюрьмах, где они находятся. Кроме того, мы пытаемся обратиться к их работодателям, коллегам, членам семьи, чтобы обсудить, что можно сделать, как им можно помочь юридически. В общем, помочь найти адвоката, поддержать, обеспечить определенную защиту. Кроме того, мы стараемся привлечь внимание дипломатов зарубежных стран, чтобы они оказали давление на иранские власти и потребовали освободить журналистов как можно скорее.

Марк Крутов: Расскажите о задержанных журналистах. Кто они, для каких СМИ они работали?

Жан-Франсуа Жулиар: Их много, больше 30, все они были независимыми и критически настроенными. Эти журналисты не довольствовались тем, чтобы повторять официальную пропаганду, сообщать только официальную информацию. Они работали в основном для интернет-сайтов, которые являются самыми свободными СМИ в Иране. Были авторами публикаций в источниках, близких к оппозиции Махмуду Ахмадинеджаду, в независимой прессе, а также работали с иностранной прессой. Там, где раздавались их критические голоса, они рассказывали, до какой степени трудной была ситуация, в которой сегодня оказалось иранское население.

Марк Крутов: Среди задержанных есть и блогеры?

Жан-Франсуа Жулиар: Да, среди них есть блогеры, те, кто публиковали информацию в интернете. Среди них есть одна молодая журналистка, ее зовут Джила, она работала для сайта, который информировал о положении женщин в Иране. Этот сайт очень известен в Иране. Она писала о демонстрациях и о молодых женщинах, которые в них участвуют.

Марк Крутов: Все ли задержанные журналисты имеют иранское гражданство? Среди них нет иностранцев?

Жан-Франсуа Жулиар: Нет, иностранцев нет. Все они иранцы, за исключением корреспондента Newsweek, который имеет двойное гражданство, иранское и канадское. Иностранные журналисты, западноевропейские и американские, были вынуждены покинуть страну, их выслали либо настойчиво предложили это сделать, но ни одного из них не арестовали.

Марк Крутов: На сегодня все иностранные журналисты покинули страну?

Жан-Франсуа Жулиар: Почти все. Их остается, может быть несколько. Мы не знаем, сколько точно, но меньше десяти. Все они были вынуждены покинуть страну, потому что их виза закончилась, и иранские власти не захотели ее продлить. Наконец, в эти выходные корреспонденту BBC, который имел постоянную визу, то есть имел право остаться в Иране, предложили уехать, как можно скорее покинуть страну.
XS
SM
MD
LG