Ссылки для упрощенного доступа

В конкурсной программе ММКФ состоялась премьера фильма Киры Муратовой


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Тимашева.

Марк Крутов: На Московском международном кинофестивале от Украины был представлен фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки". Он входит в конкурсную программу и, по мнению критиков, является одним из ее фаворитов. В главных ролях - дети: Лена Костюк и Рома Бурлака.

Марина Тимашева: На сегодняшний день единственный претендент на призы фестиваля - это "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Осмелюсь предположить, что вряд ли кому-то удастся ее превзойти.
Кира Муратова сделала очень сильный фильм. Действие его происходит в канун Рождества. Ассоциация со сказками Диккенса очевидна, но ближайший литературный аналог "Девочка со спичками" Андерсена, это там, где маленький голодный ребенок смотрит сквозь стекло на изобильное пиршество в богатом доме, да так и замерзает.
В картине "Мелодия для шарманки" детей двое, их хотели разлучить, распихав по разным интернатам, но они сбежали в большой город, чтобы найти отцов, у каждого - свой. Дети чистые, ясные, скромные, честные, ни одного приспособления, необходимого для выживания. А вокруг них большой мир, все то, что мы видим каждый день, но не замечаем. Кира Муратова рассматривает его сквозь увеличительное стекло: электричку с ее пассажирами, вокзальный буфет и камера хранения, роскошные благотворительные аукционы, казино, супермаркеты, в которых богачи для забавы воруют дорогие вина, бессмысленных охранников, профессиональных побирушек, престарелых артистов, юродивых. Тут даже нет плохих людей, есть озлобленные нищетой и бесправием и равнодушные от сытости. Кто их осудит, пусть бросит сам в себя камень. Но оттого, что они такие, как мы, ничуть не легче, потому что мальчик и его старшая сестренка в день перед Рождеством, когда положено даже колядующим давать, кто что сможет, не получат помощи практически ни от кого, не смогут даже погреться полчасика в подъезде или магазине, потеряют друг друга, а для них это страшнее смерти.
Правда, мальчика, забравшегося на какой-то чердак, найдут там же обитающие гастарбайтеры. Найдут лежащим на каких-то мешках, закутавшегося в грязную рогожу ребенка, как нашли пастухи Иисуса Христа. Остается два вопроса - жив ли он еще и не погонят ли его и из этого убежища.
Вот такую рождественскую быль, народную сказку про Аленушку и братца Никитушку сочинила Кира Муратова. И даже если вы ничего не знаете про Диккенса и Андерсена, про Васнецова и коляды, про пастухов и Христа, вы все поймете и все почувствуете, и долго-долго будет жить в вашей памяти простая мелодия для шарманки.
Фильм этот сделан не для смакования скверности, а для ее преодоления. Кира Муратова заболела и в Москву не приехала, картину представляли исполнители эпизодических ролей Олег Табаков и Рената Литвинова. На мой вопрос, что они сами чувствуют после просмотра, они отвечали.

Олег Табаков: Мне кажется, как Саша Вампилов в 60-е годы диагностировал рак совести у советских людей, в иное время в государстве иной социально-экономической формации Кира Муратова предупреждает о душевной глухоте, наверное, о той мере разобщенности людской, которая мне представляется весьма опасной. Как уж там выберемся из этого, с нами более-менее ясно, а вот как быть с детьми и внуками?

Рената Литвинова: Олег Павлович сказал о концепции этого фильма, и вообще Кира всегда... Она же не живет в мегаполисе, где в принципе даже ты не можешь позвонить свой собственной маме. А то, что люди живут в колодцах, а дети умирают с пакетами на головах, просто у человека не хватает даже взглянуть туда одним взглядом. Если драка идет, они предпочитают закрыть окна. Есть какие-то самые важные вещи... Да, это тотальное равнодушное. Я не знаю. Я до сих пор не могу пройти, когда кого-то бьют, я уже не говорю о том, что с детьми происходит. Мне, конечно, хочется кричать на всех углах, что если ты счастлив, то надо куда-то разделять, в конце концов. Если у тебя есть деньги и у тебя есть чуть-чуть лишние, надо делиться. А Кира не может вылечить это, но она, как всегда, у нее открытый финал, что называется. Это очень грустный фильм. Вы знаете, что один, второй, третий ребенок умирают действительно, совсем рядом, может быть за соседними стенами.
XS
SM
MD
LG