Ссылки для упрощенного доступа



Александр Генис: Иногда искусство забывать бывает также важно, как умение помнить. Сейчас наука подошла вплотную к созданию “таблетки от памяти”. Об этом рассказывает сегодняшний гость “Американского часа” ученый-невролог Тодд Сэктор (Todd Sacktor). Его недавнее открытие - препарат, влияющий на механизм памяти - привлекло внимание ученых всего мира.
С доктором Сэктором беседует наш корреспондент Ирина Савинова.

Ирина Савинова: В чем смысл вашего с коллегами открытия?

Тодд Сэктор: Мы хотели узнать, как мозг хранит информацию. И оказалось, что субстанцию, которая удерживает информацию, довольно легко отсоединить и заблокировать. Мы экспериментировали на крысах. Под воздействием на мозг созданного нами препарата крысы забывали, как находить выход из лабиринта, несмотря на то, что мы сами их натренировали, и они успешно делали это ранее. И хотя со временем препарат терял силу, крысы не могли восстановить в памяти цепь действий, позволяющих выбраться из лабиринта. Этот навык напрочь исчез из памяти. Крыс нужно было учить заново. При этом, механизм стирания участков памяти в мозгу такой же, как в случае жесткого компьютерного диска – стирая информацию, мы не наносим урон самому диску.

Ирина Савинова: Скажите, что ограничивает нашу память? Она ведь не безгранична?

Тодд Сэктор: О нет! Память не может быть бесконечной. Ведь мозг – это компактный орган, помещающийся в нашей голове. Конечно число нервных клеток и связей между ними практически неисчислимое. Но мы не знаем точно, какое количество информации мозг задерживает навсегда и какое – на время. Похоже, мозг сам выбирает важную для запоминания информацию. Но что такое “важная” информация? Это субъективно в случае каждого индивидуума. Боюсь, мы не знаем ответа на ваш вопрос.

Ирина Савинова: Тогда попытаемся ответить на вопрос, что важно держать в памяти.

Тодд Сэктор: Нас этому учат. Родители и преподаватели. Есть, конечно, и генетическая составляющая: мы должны есть, мы должны спать, у наших тел есть и другие функции. Это важно и это должно храниться в памяти. Поняв, как мозг сохраняет информацию, мы сможем ответить на самые сложные вопросы - вроде ваших.

Ирина Савинова: Из этой важной информации складывается наш психологический облик, наша личность. Начни мы что-то изменять, изменится наша личность. Не связан ли Ваш эксперимент с такой угрозой?

Тодд Сэктор: Да, это так, и я не рекомендую принимать наши таблетки от памяти. Они стирают решительно все. Потому в будущем может нам и удастся сделать их воздействие узко и точно направленным. Человек сможет решить сам, какую часть памяти стереть. Это могут быть тяжелые воспоминания, травмирующие человека и мешающие ему жить счастливо. От таких он вправе пытаться избавиться. Или от дурной привычки. Механизм зависимости от пагубной страсти почти такой же, как и с другими видами памяти: последняя держит человека заложником полученной информации. Так вот, возможно мы научимся стирать такую зависимость из памяти, заставляя человека забыть о ней – это конечная цель наших исследований. Теперь, когда мы располагаем лучшим представлением о том, как мозг закладывает в память информацию, мы сможем оказать помощь и больным болезнью Альцгеймера. Я не скажу, что мы открыли причину этой болезни, но мы узнали, как и почему она ведет к потере памяти и как помочь ее, память, укрепить.

Ирина Савинова: И как же Ваше открытие спасет нашу память?

Тодд Сэктор: Наше открытие – очень важное потому, что у него может быть много разных областей применения. До той поры, пока мы не узнали, что сердце – насос, мы не могли помочь ему работать. Явно прослеживается аналогия. Узнав, как мозг хранит информацию, мы можем улучшить этот процесс запоминания у тех людей, кто теряет память или хочет избавиться от вредных привычек. В этом отношении наше открытие – основополагающее.

Ирина Савинова: Память человека напоминает память культуры: что ей полезно помнить, и что – забыть?

Тодд Сэктор: Теперь вы задаете философский вопрос, а я просто ученый. Не знаю.

Ирина Савинова: Представим, что в недалеком будущем ваш препарат стал доступен. С какими воспоминаниями Вы захотели бы расстаться с его помощью и с чем Вы не захотите расставаться?

Тодд Сэктор: Меня самого устраивает все как есть. Поясню: я храню в памяти только то, что мне нужно. А почти все другое забываю. Я этакий рассеянный профессор. Моя жена жалуется, но мне так удобно.

Ирина Савинова: Наступает время самого важного вопроса: насколько этично вторгаться в память?

Тодд Сэктор: На уровне подопытных животных это допустимо. Тут об этике речь не идет. Что же до людей – возникает целый ряд этических проблем, часть их которых мы затронули. Скажу как ученый: у памяти человека один хозяин – он сам. И память – его главная ценность. Каждый человек должен иметь полный контроль над своей памятью.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG