Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Растет оборот туристической индустрии наблюдения за китами


Гренландские киты в заливе Врангеля
Гренландские киты в заливе Врангеля

Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы – "Сегодняшний факт".
Международная комиссия китоловства обнародовала сегодня данные о резком росте интереса к туристическим поездкам с целью наблюдения за китами. По объемам прибылей эта отрасль туризма приносит более миллиарда долларов в год. Смотреть на китов стало выгоднее, чем заниматься китоловством – сделали вывод эксперты комиссии. В докладе содержится рекомендации к странам, развивающим китобойный промысел, переориентироваться с добычи китов за наблюдение за ними в природных условиях. Эту идею поддерживают природоохранные организации, в том числе Всемирный фонд дикой природы. Говорит руководитель морских проектов российского отделения этой организации Константин Згуровский.

Константин Згуровский: Наблюдение за китами - это действительно очень такое увлекательное и, надо сказать, для туристических компаний прибыльное дело. Мы, в общем, сейчас, когда вот работаем над созданием там заказников китовых у Сахалина, у Сахалина мы не рекомендуем беспокоить китов, а скажем, вот наблюдение за китами в районе Шантарских островов, в Охотском море, где планируется создание национального парка, - это было бы очень здорово и приносило бы в бюджет парка определенные деньги. Небольшие такие попытки эти вещи развивать, в частности, вот на Белом море за белухами пытаются наблюдать ездить, но в целом это, конечно, в России еще не очень развито.
Я много лет ходил в море на исследовательских судах, встречались с китами. Ну, конечно, очень интересно наблюдать, когда киты начинают резвиться, когда он вылетает из воды, и громадная туша, многотонная, падает с таким громким плеском, когда они играют, когда они питаются. Бывает, или бабочка такая - вдруг хвост появляется. То есть каждый вид имеет какие-то характерные свои особенности, и пытаешься там понять, какой именно кит, детеныш это, самка или взрослый самец идет, или там их группа идет, как это все происходит. Можно, в принципе, приблизиться, особенно если это в определенных местах, где уже много лет это существует, там, в принципе, туристы подходят - киты уже привыкли и не боятся, там достаточно близко лодки подходят к китам.
Есть разные виды китов. Есть виды - так называемые малые полосатики, которые в достаточно большом количестве встречаются и, в общем, не вызывают большой тревоги, по крайней мере сейчас, их численность. Скажем, если речь идет о горбачах или синих китах, то это, в общем, конечно, серьезная проблема. Или, например, наша популяция у Сахалина серых китов - там их осталось, в общем, не больше двух сотен, где-то 120-140 примерно. В общем, они в Красную книгу входят, и, собственно говоря, забивать их нельзя. В море очень трудно контролировать все эти вещи.

Андрей Шарый: Самыми быстрыми темпами интерес к наблюдению за китами растет в странах Азии. Ежегодно во всем мире на такого рода экскурсии отправляются 13 миллионов человек. О значении развития морского туризма для сохранения экосистемы океана в эфире Радио Свобода говорит вице-президент американской организации "Оушен Элайнс", занимающейся исследованиями морских проблем, Иэн Кэрр, специалист по океанскому туризму.

Иэн Кэрр: Я думаю, интересно то, что, если взглянуть на проблему просто по-человечески и одновременно по-деловому, то можно понять: убийство морского животного – это конечный этап, приносящий доход одноразово: продал жир – и все. Даже мясо кита теперь нельзя употреблять в пищу из-за загрязнения океана. А теперь подумайте: кит, в среднем живет 70 лет, а по недавно открытым данным, некоторые виды могут жить и 150 лет. Значит, за таким китом могут наблюдать несколько поколений туристов – посчитайте, какой доход может принести один такой кит.
Наблюдение туристов за китами – один из самых быстро растущих и самых выгодных видов экотуризма в мире. Формально, многие виды китов не занесены в красную книгу вымирающих видов, ибо их количество чуть выше той грани, за которой начинается вымирание. На мой взгляд, такой подход очень условный. Количество китов сегодня раз в пять меньше, чем было сто лет назад. На восстановление нормального их количества потребуется лет пятьдесят. Трудно себе представить весь ущерб от того, что их стало меньше. Я имею ввиду ущерб для баланса жизни в океане, а следовательно, и на всей планете. Мы еще не знаем, как работает вся цепь экосистемы. Например, исчезновение простых лягушек грозит нам нашествием комаров, уменьшение количество некоторых видов птиц грозит нам увеличением количества грызунов. Если умирает рыба, значит, вода слишком загрязнена. А чем грозит уменьшение популяции китов? Скорее всего, нарушением баланса всей жизни океана и, следовательно, нашей жизни, столь зависящей от океана. Вывод один: мы должны быть очень осторожны, когда дело касается океанской продуктивности.

Андрей Шарый: Гостями рубрики "Сегодняшний факт", которую я готовил вместе с корреспондентом Радио Свобода в Нью-Йорке Яном Руновым, были руководитель морских проектов российского отделения Всемирного фонда дикой природы Константин Згуровский и вице-президент американской исследовательской организации "Оушен Элайнс" Иэн Кэрр. Оборот туристической индустрии наблюдения за китами превысил обороты китобойного промысла.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG