Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Одна из специальных программ Московского международного кинофестиваля - "Блгарский фокус"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие киновед Кирилл Разлогов.

Евгения Назарец: Одна из специальных программ нынешнего Московского международного кинофестиваля называется "Блгарский фокус". Это подборка картин, наиболее адекватно представляющих современный болгарский кинематограф. О том, что за фильмы вошли в болгарскую программу и чем вызвано появление такой специальной программы на Московском международном кинофестивале, мы беседовали с председателем его отборочной комиссии, киноведом Кириллом Разлоговым.

Кирилл Разлогов: Этот год объявлен Годом Болгарии в России, но, на самом деле, это попало на период значительного оживления болгарского кино. Хотя оно не происходило вот так точечно именно в последние годы. В силу этого программа, которую мы иронично обозвали одним болгарским словом "Блгарский", а потом слово "фокус", потому что "Болгарский фокус" звучало как-то странно, включает картины разных лет и охватывает, на самом деле, период чуть ли не 15-летия, в фильме "Пятнадцать", который является визитной карточкой этого цикла. Фильм "Пятнадцать" сделан различными режиссерами, и каждая из маленьких новелл посвящена одному году, начиная с середины 90-х годов по сегодняшний день. Это своеобразное обозрение болгарской жизни вот в этот самый переходный период и одновременно болгарского кино.
Центральная фигура в этой программе - режиссер Иглика Трифонова, которая своим фильмом "Письмо в Америку", а это самая старая картина этого цикла, начала своеобразное обновление болгарского кино и выход болгарского кино на международную арену.

Евгения Назарец: Сегодняшнее болгарское кино - жанрово что все-таки является ведущим и определяющим, какой предпочитают жанр кинематографисты?

Кирилл Разлогов: Думаю, что сегодняшнее болгарское кино характеризуется в первую очередь мозаичностью в силу того, что в течение нескольких лет вообще почти не было кинопроизводства. Сейчас кинопроизводство - на уровне нескольких фильмов в год, что уже много, но, тем не менее, единого потока, болгарской киношколы, как есть рядом румынская киношкола, не сформировалось. Скорее, мы имеем дело с отдельными художниками, каждый из которых характеризуется определенным взглядом на жизнь, определенной стилистикой, пристрастием к определенным проблемам, определенному жанру. Но эти вещи не очень пересекаются между собой.
Что касается такого международного резонанса, вот впервые после очень долгого перерыва болгарский фильм попал в программу Каннского фестиваля, правда, не совсем основную программу, но одну из программ Каннского фестиваля, и это тоже свидетельствует о том, что к болгарскому кино начинают присматриваться.

Евгения Назарец: Обращает на себя внимание в программе "Блгарский фокус" на Московском кинофестивале, по крайней мере мое внимание, один из фильмов, который практически является переложением известного, классического сюжета "Станционного смотрителя" - "Единственная история любви, о которой не написал Хемингуэй", кажется, это называется. Это мелодрама, вы видели этот фильм или это что-то большее?

Кирилл Разлогов: Я видел этот фильм, это такая ироничная мелодрама, я бы сказал. Это именно вот такая постмодернистская система отсылок к разным источникам: к творчеству Хемингуэя и его биографии, к классическим сюжетам русской классической литературы, к известным вариациям на эти сюжеты. Так что это такая картина с двойным дном и, по крайней мере, четырьмя или пятью слоями, которые над этим дном возвышаются и дают возможность зрителю насладиться не только тем, что ему показывают, но и собственными знаниями, благодаря которым он начинает все эти ребусы и исторические отсылки расшифровывать.

Евгения Назарец: А известно ли вам, на какие деньги такой кинематограф, некоммерческий, развивается в Болгарии?

Кирилл Разлогов: Кинематограф развивается, как и в большинстве таких стран, на основе государственной поддержки, государственного финансирования кино и на основе сейчас, когда Болгария стала членом Европейского союза, использования возможностей продукции совместного производства фильмов с другими странами и разного рода фондов по поддержке кино, которые существуют если не в Болгарии, в Болгарии основная организация - это Национальный киноцентр, но в других европейских странах. Соответственно, с помощью продюсеров из этих стран можно как бы собрать небольшой бюджет, и все это малобюджетное кино, естественно.
XS
SM
MD
LG