Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

На ММКФ покажут скандальный фильм Ларса фон Триера "Антихрист"


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.

Лейла Гиниатулина: Сегодня в рамках внеконкурсной программы "Восемь с половиной" на Московском международном кинофестивале будет показан фильм Ларса фон Триера "Антихрист". Эта картина была удостоена антиприза на 62-м Международном кинофестивале в Каннах. О скандальном фильме с кинокритиком Андреем Плаховым беседует Тамара Ляленкова.

Тамара Ляленкова: Свой выбор киновед Петр Шепотинник, который является постоянным куратором и составителем программы " Восемь с половиной" объясняет желанием показать московским зрителям фильмы, в которых максимально выражено авторское начало. По словам самого Ларса фон Триера, картина "Антихрист" стала для него способом выхода из депрессии, то есть это не просто ярко выраженное авторское кино, это еще глубоко личное переживание.
Рассказывает кинокритик Андрей Плахов...

Андрей Плахов: Действительно, очень сильное, радикальное и шокирующее произведение. Когда его смотришь, ты испытываешь массу каких-то противоречивых эмоций, в том числе иногда даже желание просто выскочить из кресла. Так и вели себя журналисты на просмотре, на пресс-показе в Каннах, когда они кричали: "No, no", "не надо, не хотим". А потом в конце, когда появился титр "Памяти Андрея Тарковского" (им заканчивается "Антихрист"), то в зале просто раздался возмущенный, негодующий свист, какие-то вопли и так далее. В общем, реакция была скорее негативная.

Тамара Ляленкова: Каковы механизмы воздействия на зрителя в этом фильме, они те же или что-то новое появляется? Я имею в виду стиль.

Андрей Плахов: С одной стороны, в изобразительном смысле этот фильм действительно немножко напоминает ранние фильмы Триера - "Европу", предположим, и другие, которые сняты были под сильным влиянием Андрея Тарковского. В плане сюжета или саспенса, который Триер создает, конечно, он пользуется довольно сильными средствами. Помимо того, что тревога разлита в самом воздухе фильма, мы становимся свидетелями шоковых сцен - гибели ребенка у супружеской пары, с чего, собственно, фильм начинается, и дальше страшная вот эта борьба полов, которая превращается просто в истребление, истязание, какой-то садомазохизм, когда Уиллем Дефо и Шарлотта Гинзбург, играющие главных героев, калечат друг друга, конечно, мы понимаем, что это все муляжи, они калечат половые органы, они режут, пронзают конечности железными предметами, в общем, происходит что-то совершенно несусветное, и это, действительно, в какой-то момент начинает превращаться почти в пародию, возникает несколько нервный смех - такого как бы не бывает. Но Триер намеренно нагнетает такой невероятный саспенс и такой невероятный сюжет для того, чтобы показать, до чего в принципе могут дойти человеческие существа в своей ненависти друг к другу или в попытках как-то освободиться от боли. Конечно, фильм очень спорный, я не стал бы утверждать, что это абсолютный шедевр, скорее это такой радикальный эксперимент, который показывает нам художника на перепутье. Он действительно изгоняет каких-то внутренних бесов, он расправляется с какой-то злой энергией, которая мешает ему, и пытается все-таки пробиться к сути вещей, к сердцевине проблем, которые его занимают, а главная из этих проблем - это что такое человек, каковы взаимоотношения между полами, между мужчиной и женщиной и где источник той жестокости и тех несчастий, которые мы претерпеваем на своем жизненном пути.

Тамара Ляленкова: О фильме Ларса фон Триера "Антихрист", который будет сегодня представлен в рамках внеконкурсной программы "Восемь с половиной" на московском международном кинофестивале рассказывал кинокритик Андрей Плахов.
XS
SM
MD
LG