Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

На ММКФ показали новый фильм Николая Досталя


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.

Лейла Гиниатулина: В конкурсной программе 31-го ММКФ представлено еще два российских фильма: "Петя по дороге в царствие небесное" и "Палата номер шесть". По правилам, установленным организаторами, о фильмах нельзя говорить после пресс-просмотров, только - после официальной премьеры. Поэтому Марина Тимашева расскажет про фильм Николая Досталя по сценарию Михаила Кураева " Петя по дороге в царствие небесное". В главных ролях - Егор Павлов, Александр Коршунов, Евгений Редько, Роман Мадянов.

Марина Тимашева: Фильмы, представленные на сей день в конкурсе от России и Украины, объединены тем, что их герои вышли из русских сказок. В начале картины "Чудо" Александра Прошкина девушка удивительно похожа на злую дочку из сказки "Морозко", а позже - на спящую красавицу, которую расколдует прекрасный принц, сын священника. В картине Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" дети - старшая девочка и маленький мальчик - напоминают Аленушку и братца ее Иванушку (и дважды в самом фильме дается на это прямое указание). В фильме Николая Досталя "Петя по дороге в царствие небесное" герой - деревенский юноша, вылитый Иванушка-дурачок. Помещены в разные времена (у Муратовой - в наше, у Прошкина - в 1956 год, у Досталя - в 1953-й), но финалы всех фильмов одинаково не сулят героям добра. При столкновении с реальностью сказка оборачивается трагедией.
Горестную развязку сулит уже само название фильма "Петя по дороге в царствие небесное". Действие происходит в Заполярье, неподалеку от Кандалакши. Маленькое место, большое строительство - здесь будет ГЭС. Рядом - зона, вышки, охрана, заключенные. Большое спасибо Николаю Досталю за то, что понимает разницу между МГБ-шниками и обычными людьми, простыми работягами, честными тружениками и не чешет всех под одну гребенку. Петя, деревенский дурачок, хочет быть как все, поставлен автоинспектором, работает исправно, чувствует себя причастным к власти, строго проверяет документы и путевые листы. Никакой особой надобности в это нет, но люди относятся к Пете как к блаженному, не обижают его, играют с ним в поддавки: выполняют его требования. Погибает Петя случайно: лагерная охрана перепутала его со сбежавшим заключенным. Так по сюжету. По смыслу выходит серьезнее: целились в выдуманных "врагов народа" - попали в сам народ. Правда, народ, как бы простодушен он ни был, тоже не без греха. Во всяком случае, диагноз, поставленный Пете врачами, - это "покорная ограниченность".
В картине Досталя - ровная, тихая, повествовательная интонация, никакой - спасибо режиссеру - ажитации, хорошие актерские работы, лица будто и впрямь из начала 50-х, удивительная точность в создании бытовой среды. Но сценарий, написанный Кураевым по собственной книге, как водится в современном кино, хромает на обе ноги. Две сюжетные линии, сулившие увлекательную интригу с любовным четырехугольником и драматической развязкой, оборвались, едва успев завязаться. Николай Досталь сам признал это замечание справедливым.

Николай Досталь: Знаете, к сожалению, я тоже с вами согласен, что мы немножко зрителей заинтриговали там и бросили. Мне тоже это не очень нравилось в сценарии, и этого в повести не было, но как-то нам не удалось со сценаристом дописать, доработать, развить, и не было уже и метража этих линий. Хотя, да, я говорил Михаилу Николаевичу, что зритель будет очень недоволен, что мы интригуем, а потом бросаем. Но, к сожалению, история про Петю, в общем-то, поэтому это издержки. Я считаю, что это какие-то издержки сценарные, которые режиссер не смог как-то подправить.

Марина Тимашева: Способность видеть и признавать ошибки выдает в Николае Достале человека действительно культурного, а не просто имеющего отношение к культуре. И приведу еще мнение о фильме обозревателя газеты "Известия" Ларисы Юсиповой.

Лариса Юсипова: Я скажу банальную вещь, но каждое время видит другое время по-своему, и время слома эпох видит по-своему. Февраль, март, май 1953-го, на мой взгляд, интересен. И мне это еще интересно тем, что режиссер, скорее, старшего поколения, чем даже среднего поколения, он разговаривает современным языком кино. Находит прекрасного молодого актера, который в себе воплощает все наши рассуждения о русском характере, русском духе гораздо больше, чем 5, 8, 10, 25 круглых столов. Это как бы первый фильм, за который не стыдно в этой программе.

Марина Тимашева: Лариса, а когда вы говорите о русском характере, вот этот Петя, деревенский дурачок, Иван-дурак...

Лариса Юсипова: Ну, да, это некая доброта без рефлексии, меня несколько смущающая. Но это, возможно, лучшая из сторон нашего характера. Хотя я, конечно, предпочитаю, чтобы рефлексия была. И в данном случае этот вот... я забыла, как зовут этого человека, которого играет Коршунов, он - характер, как бы проходящий стороной, но это очевидно человек, наделенный некоторыми душевными качествами Пети плюс способный думать.

Марина Тимашева: Это было мнение Ларисы Юсиповой.
XS
SM
MD
LG