Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Брит-поп ревайвэл на рок-фестивале в Гластонбери


Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы - "Сегодняшний факт".
В британском городе Гластонбери открылся ежегодный рок-фестиваль - крупнейшее событие в мире популярной музыки. Одним из центральных событий фестиваля станут концерт воссоединившейся британской группы "Блер" и выступление бывшего лидера группы "Палп" Джарвиса Коккера. Эти концерты, как и выход альбома компиляций групп "Палп", "Верв" и "Оазис", музыкальные критики назвали возвращением стиля брит-поп.
Причинам брит-поп ревайвэл и параллелям между британской и российской рок-музыкой посвящен диалог петербургского рок-журналиста Андрея Бурлаки и моего коллеги, знатока современной британской культуры Кирилла Кобрина.

Кирилл Кобрин: Это некий набор групп, которые были популярны в 90-е годы в той или иной степени и в той или иной степени, кроме "Оазиса", распались на рубеже 1990-2000-х годов. Тот же самый "Оазис", "Палп", "Верв", "Блер" и так далее. Только что в Британии вышла такая компиляция, которая как раз и посвящена героической эпохе брит-попа, она называется "Камон Пипл" - это название песни классического теперь уже альбома группы "Палп". Наверное, эта музыка для "камон пипл", для обычных людей. Надо сказать, что брит-поп, если говорить о Британии, чаще всего можно услышать в пабе. Редко можно найти паб, где не играют какую-нибудь песню группы "Оазис".

Андрей Бурлака: С моей точки зрения, это попытка вернуться к корням, так сказать, мелодической такой искренности и эмоциональной чистоте британской музыки второй половины 60-х. Весь брит-поп вырос из альбома группы "Кингс" "Вилч грин презервейшнс осайти", как известная русская литература выросла из "Шинели" Николая Васильевича Гоголя. В музыкальном отношении это была, в общем, действительно, очень близкая стилизация к музыке 60-х. Это была реакция как, с одной стороны, на обилие, засилье электронной музыки в чартах, как реакция на появление в Америке стиля гранж, который все-таки больше ориентировался на как бы брутальность такую, невротику текстовую, там как раз все это как бы очень органично сложилось, поскольку, с одной стороны, брит-поп, действительно, очень сильно напоминал британскую музыку 60-х, но больше тяготел к поздним "Битлз", "Зомбис", "Кингс", таким менее известным у нас группам, как "Тумороу", "Механдестуд" и так далее. Там был определенный, конечно, запах на серьезную попытку покорения мира, которая, кстати говоря, не особенно удалась.

Кирилл Кобрин: 80-е годы в Британии - это тэтчеризм. Тэтчеризм породил в поп-культуре два направления: с одной стороны, это такой эскапизм новых романтиков, новой волны и так далее, с другой стороны, это абсолютно социальный, никогда еще в Британии, кажется, не было столько социальных песен и текстов, как в 80-е годы. Потом Тэтчер уходит, начинаются 90-е годы, когда можно немножко расслабиться, потанцевать, отдохнуть. Брит-поп выполнил или, скажем, был ответом на некоторый такой социальный заказ. Брит-поп, я не говорю про "Оазис", но в большей степени "Блер" и, конечно же, "Палп" культивировал то, что в английской литературе называется синк-реализм - "реализм кухонной раковины".

Андрей Бурлака: Ну, как бы насытившись неким текущим музыкальным явлением, публика, естественно, возвращается к чему-то такому, что можно определить таким вот смутным понятием, как ностальгия. Хотя, может быть, старые добрые времена были всего там 6, 7, 8 лет назад. Жанр как таковой выдохся даже к концу 90-х. Естественно, что периодически... Все время говорят: новая психоделия, новые моды, новые рокобили, новый рок-н-ролл, нью-металл. Это естественный процесс цикличности, причем он в последние годы все больше и больше ускоряется. Возвращение, так сказать, старой доброй музыки может произойти через 2-3, максимум 5 лет. С этой точки зрения реальная первая группа, которая начала играть то, что позже стало называться брит-поп, это питерская группа "Вино", или "Вайн", они в разных ипостасях себя называют, и она до сих пор на клубной сцене Питера остается таким явлением, стоящим особняком.

Кирилл Кобрин: Ревайвэл этот происходит по нескольким позициям. Во-первых, "Блер" собрались вместе, что еще год назад невозможно было предсказать, и выступили, и получили сейчас 5 звездочек, например, у такого строгого критика, как Алексис Петридис в "Гардиан". Действительно, я видел кусочек выступления - очень интересно и здорово. И это совсем не то, как собираются какие-то пыльные команды, которым сейчас нужны деньги. Второе - это выпуск вот этой компиляции, о которой мы говорили. И третьй - это новый альбом "Оазиса", про который критики объективно говорят, что это лучший альбом со второй половины 90-х годов. И Джарвис Кокер из "Палпа" выпустил второй сольный альбом, который сделан как раз в стилистике гранжа. Некая потребность вот в такой мелодической музыке, она не исчерпана.

Звучит музыка

Андрей Шарый: Среди центральный событий рок-фестиваля в Гластонбери - брит-поп ревайвэл, возвращение моды девяностых годов. Гостями рубрики "Сегодняшний факт" 25 июня были петербургский рок-журналист Андрей Бурлака и мой коллега, знаток современной британской культуры Кирилл Кобрин.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG