Ссылки для упрощенного доступа

На Корфу прошла встреча министров иностранных дел стран Совета Россия-НАТО


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.

Лейла Гиниатулин: НАТО заинтересовано в сотрудничестве с Россией на афганском направлении, а также в борьбе с пиратством у берегов Сомали. Об этом заявил официальный представитель этой организации Джеймс Аппатурай в субботу на греческом острове Корфу. Там впервые после десятимесячного перерыва, связанного с военным конфликтом в Грузии, прошла неформальная встреча министров иностранных дел стран Совета Россия-НАТО. Глава МИДа России Сергей Лавров позитивно оценил итоги заседания со своими коллегами из Совета Россия-НАТО, но в тоже время подчеркнул, что между партнерами сохранились разногласия по поводу событий вокруг Южной Осетии. По мнению экспертов, нынешняя встреча министров иностранных дел стран Совета Россия-НАТО имеет символическое значение, нежели начало конструктивного диалога. С наблюдателями беседовал наш коллега Мумин Шакиров. Сейчас Мумин находится со мной в студии в прямом эфире.
Мумин, вам слово.

Мумин Шакиров: Эта первая встреча между партнерами в рамках Совета Россия-НАТО проходит не только после военного конфликта в Грузии, но и после вступления в должность нового президента США Барака Обамы. Отношения стали понемногу теплее, отмечают многие эксперты, однако взаимодействие в рамках Совета Россия-НАТО, учрежденного семь лет назад, не превышала уровня послов и не носила систематического характера. Нынешняя встреча, считает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, - это всего лишь первый дипломатический шаг с довольно скромными перспективами.

Федор Лукьянов: Отношения России и НАТО достигли низшей точки параллельно с тем, когда Россия и США оказались во второй половине прошлого года на самом низком уровне за последние лет 25. Когда в Вашингтоне сменилась администрация, которая не то, чтобы стала пророссийской, но просто совершенно по-другому расставила свои приоритеты, тогда отношения с НАТО начали явно размораживаться. Хотя ничего содержательного я от этой встречи, как, впрочем, и вообще от российско-натовских отношений все-таки не ожидал бы. Это больше индикатор, чем инструмент решения каких-то проблем.

Мумин Шакиров: Есть ли смысл идти на такую встречу, если обе стороны еще конкретно себе не очень представляют, о чем говорить?

Федор Лукьянов: Смысл, конечно, есть, потому что, если не идти на такую встречу, то ее никогда и не будет. Отношения России и НАТО – это дипломатический процесс, который больше влияет на создание атмосферы, чем какие-то конкретные вещи. В конце концов, то сотрудничество, которое есть с государствами НАТО по транзиту грузов в Афганистан, а это, собственно, самое главное, что необходимо НАТО от России, оно, конечно, базируется на какой-то рамочной договоренности с альянсом, но все остальное осуществляет на двустороннем уровне с конкретными странами – с Германией, с Испанией, с Соединенными Штатами, по договоренностям уже межгосударственным. Поэтому НАТО – это некий способ создать более благоприятную или менее благоприятную атмосферу, но конкретно работа ведется не с альянсом.

Мумин Шакиров: Недавно прошла информация, что американцы все же остаются в Киргизии, правда, несколько сменили вывеску. Какова позиция России, на ваш взгляд, она сделает вид, что ничего не произошло или все-таки как-то проявит себя?

Федор Лукьянов: Судя по высказыванию президента Медведева в Африке, Россия, слава тебе Господи, решила сделать вид, что ничего не произошло, потому что, конечно, если бы Россия начала обижаться на Киргизию и ее наказывать, что прозвучало в первых заявлениях российского МИДа, это было бы просто глупостью и потерей лица. Здесь, конечно, то, что сказал Медведев, что это важная задача и цель, – это правильно, иначе никак реагировать нельзя. Другой вопрос, что надо четко понимать цену нашим союзникам, в том числе Киргизии.
Абсолютным приоритетом для НАТО является Афганистан. Дела в Афганистане идут, мягко говоря, не блестяще. Натовских политиков и военных очень беспокоит перспектива того, что НАТО просто ничего там не добьется. И поэтому не случайно для администрации Обамы именно афгано-пакистанский узел стал главным направлением на Ближнем и Среднем Востоке. Кроме того, это та сфера, где Россия действительно может оказать какое-то содействие, не очень большое, но тем не менее практическое и предметное.
XS
SM
MD
LG