Ссылки для упрощенного доступа

Гондурас выставят на торги


Сторонники свергнутого президента Гондураса Мануэля Селайи возводят в центре Тегусигальпы баррикады
Сторонники свергнутого президента Гондураса Мануэля Селайи возводят в центре Тегусигальпы баррикады
Генеральная Ассамблея ООН проведет сегодня специальное заседание для обсуждения ситуации в Гондурасе, где президент страны Мануэль Селайя был свергнут в результате военного переворота. Ранее Европейский Союз осудил переворот, США призвали к спокойствию и соблюдению закона.

Дипломатические представители ряда стран Латинской Америки, в которых у власти находятся левые силы, выступили с осуждением государственного переворота в Гондурасе. "Мы сегодня собрались здесь, чтобы решительно осудить государственный переворот, осуществленный против братского народа", - сказал в понедельник в Москве посол Кубы в Росии Хуан Вальдес Фигероа, выступая от лица своих коллег из Венесуэлы, Эквадора, Никарагуа и Боливии.

Посол Кубы, которого цитирует "Интерфакс" высказал мнение, что переворот в Гондурасе может стать первым звеном в цепи подобных событий. "Сегодня это было совершено в Гондурасе, а завтра, возможно, будет выбрана другая жертва", - считает Фигероа.

Свою оценку развития событий в Гондурасе в интервью корреспонденту Радио Свобода высказал научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского Университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.

- Это настоящий военный переворот? Уже на следующий день свергнутый президент дает пресс-конференцию и обещает вернуться.
Раньше ведь было так: если правые свергают левых, то США их поддерживают, а Советский Союз против; если левые свергают правых, то возникает обратная ситуация. А сейчас все-таки демократия укоренилась в мире

- Это, очевидно, все же был военный переворот, поскольку президент был арестован и, как сообщают в прессе, прямо ночью в пижаме был вывезен из своей столицы и отправлен за границу. Но этот переворот не совсем типичен для Латинской Америки, в которой, в принципе, давно уже не было серьезных военных переворотов. Нетипичность связана с тем, что президента не убили, не посадили, а просто отправили за границу, где он свободно выступает и заявляет о своих правах на возвращение, на президентский трон.

Кроме того, нетипичность ситуации в Гондурасе связана с тем, что фактически все, кто только мог, переворот осудили. Раньше ведь было так: если правые свергают левых, то США их поддерживают, а Советский Союз против; если левые свергают правых, то возникает обратная ситуация. А сейчас все-таки демократия укоренилась в мире, и даже президент Обама, хотя он, может быть, и мог бы быть заинтересован в свержении довольно левого президента Гондураса, тем не менее, выразил обеспокоенность происходящим.

- Уго Чавес тоже говорит, что надо вернуть президента. Насколько демократическим был режим при Мануэле Селайе? Ведь он собирался остаться на второй срок.

- Президент был избран демократическим образом, и в законности его первого срока сомнений нет. Но он инициировал референдум для изменения конституции и хотел получить право остаться на второй срок. Сложно оценивать юридические детали, законным был бы этот референдум или нет, - для этого необходимо знать правовую систему Гондураса более подробно. Но Конституционный суд Гондураса не поддержал президента в идее проведения референдума. Поэтому здесь явно возникли коллизии между различными ветвями власти, и все обернулось военным переворотом.

- Чем закончится этот военный переворот?

- У меня такое ощущение, что, скорее всего, начнется торг между свергнутым президентом и новым временно исполняющим обязанности президента, наверняка подключатся миротворцы, ведущие американские государства - США, Венесуэла, может быть, какие-то еще. Они какое-то время поторгуются и, надеюсь, придут к компромиссным решениям без гражданской войны.

- Какое влияние этот переворот окажет на регион Латинской Америки?

- Думаю, что большого воздействия на Латинскую Америку эта история не окажет. Поскольку, хотя в старом советском анекдоте говорилось, что нас беспокоит только Гондурас, но даже в Центральной Америке Гондурас - одна из самых экономически слабых стран. Там очень низкий уровень ВВП на душу населения, велика бедность и, в отличие от Венесуэлы или Боливии, хотя и есть некоторые запасы полезных ископаемых, но они пока не является основой экономики. Гондурас - типичная банановая республика, там действительно очень велик процент бананов в производстве и экспорте товаров. Такого рода государства все-таки не определяют основную ситуацию на континенте.

- А права человека, гуманитарная обстановка в Гондурасе - волнуют ли эти вопросы мировые державы?

- Сейчас прежде всего актуален вопрос о правах одного человека - президента Гондураса. Я думаю, что в основном будет идти речь об этом. Не думаю, что в ходе этого конфликта будет серьезно подниматься вопрос о нищете в стране, о правах человека и такого рода вещах. Здесь явно будет серьезный торг о власти между элитами с участием основных политических игроков на латиноамериканской территории. Это, бесспорно, США; скорее всего, Чавес будет очень активно вмешиваться. Хотя военный потенциал Венесуэлы не очень велик, но моральный авторитет Чавеса в ряде государств достаточно велик, и с ним, возможно, придется считаться. Не исключаю, что и некоторые другие крупные латиноамериканские страны как-то подключатся к решению этого вопроса. Достаточно авторитетны Мексика, Аргентина и Бразилия, хотя Бразилия - португалоязычная страна, и это уже несколько другой мир. Думаю, что в каком-то таком кругу этот вопрос и будет решен.

- Россия попытается вмешаться в ситуацию?

- Попытаться-то Россия может, потому что, если мы посмотрим на российскую внешнюю политику, то увидим, что у президента она одна, у премьера другая, у МИДа третья, а в каждом департаменте МИДа есть еще и своя внешняя политика. Не исключено, что кто-то попытается что-то сказать. Но я не сомневаюсь ни в малейшей степени, что Россия не окажет на ситуацию в Гондурасе ни малейшего воздействия. Возможностей проводить свою политику в Латинской Америке у России просто не существует.

- Посол Кубы в России выразил опасения: сегодня в Гондурасе, а завтра у нас. Такое развитие событий возможно?

- Думаю, что со стороны кубинцев это скорее декларация антиамериканской направленности: надо бдеть, вокруг враги и так далее. Я не думаю, что они серьезно опасаются чего-то подобного. На Кубе власти пытались свергнуть тысячу раз, начиная с того момента, когда Кастро пришел к власти, и пока что никто не добился успеха - братья Кастро достаточно крепко сидят. Так что не думаю, что эта ситуация может распространиться на другие страны. Есть страны, где очень сложная политика, допустим, Венесуэла - это, с одной стороны, диктатор со странностями, а с другой - там много нефти, и это укрепляет режим. У Моралеса в Боливии похожая ситуация. А Гондурас будет вынужден всецело считаться с тем, как о нем договорятся соседи.
XS
SM
MD
LG