Ссылки для упрощенного доступа

На территории Северного Кавказа, Абхазии и Южной Осетии проходят российские военные учения


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.

Александр Гостев: Сегодня российская армия начинает учения на территории Северного Кавказа и республик Абхазия и Южная Осетия. Они называются "Кавказ-2009", и по информации Минобороны, в них участвуют 8,5 тысяч солдат и офицеров, около 200 танков, 450 бронемашин и до 250 артиллерийских орудий. Как отразятся эти учения на ситуации в регионе и что в принципе они собой сегодня представляют? Над темой работал корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.

Карэн Агамиров: Военные учения - это высшая форма тактической, оперативной и стратегической подготовки войск (сил флота), командиров (командующих) и штабов на местности в условиях, близких к боевым. Бывают односторонними и двусторонними. Крупные двусторонние военные учения называются маневрами. Учения, которые начались сегодня, односторонние, Россия обходится без напарника, и проходят они практически вслед за майскими командно-штабными учениями под эгидой НАТО в Грузии.
Прошлым летом Северокавказский военный округ тоже проводил учения, а потом произошло то, что называют российско-грузинской войной. В качестве официального обоснования нынешних учений определена "готовность войск к мобилизации". И это на самом деле так, - рассуждает эксперт Радио Свобода Алексей Ващенко. Только проблема Грузии, по его мнению, здесь не при чем. Тревожная обстановка на Северном Кавказе, внутри России - вот для чего следует отработать эту самую мобилизацию.

Алексей Ващенко: Основная проблема - это ситуация, конечно, на Северном Кавказе, и к Грузии это не имеет никакого отношения. Потому что у России нет никакой политики на Северном Кавказе, а есть, я бы сказал, антиполитика. И вот эта антиполитика привела к тому, что дестабилизация там усиливается. Не прекращаются контртеррористические мероприятия на территории Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, и ситуация становится там с каждым днем все более взрывоопасной. Учения, в общем-то, пройдут там, неделя-другая - и все, но на ситуацию они никак не повлияют ни в лучшую, ни в худшую сторону. Будет просто небольшое затишье с этими контртеррористическими операциями.
А вот после окончания учений будет обострение террористической деятельности. И удары будут наноситься в первую очередь по Дагестану и Ингушетии. К этому обострению ситуации готовятся.
Эти учения, они, вообще-то, сами смешные по себе. Потому что когда 8 тысяч военнослужащих принимают участие в учениях на территории 11 субъектов Южного федерального округа - это Краснодарский, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области и республики Северного Кавказа, Абхазия и Южная Осетия, - и на все это дело уходит 8 тысяч человек, то есть одна дивизия, то это, понимаете, вызывает просто смех. И когда еще наши российские СМИ подают, что это полномасштабные военные учения. Что могут сделать 8 тысяч человек на территории Южного федерального округа, как они могут провести учения - я вот как человек, который прослужил больше 30 лет в армии, этого понять не могу.

Карэн Агамиров: Подвел черту Алексей Ващенко.
А вот военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец, наоборот, отмечает серьезную военную составляющую начавшихся сегодня военных учений на территории Северного Кавказа и республик Абхазия и Южная Осетия. С отработкой Грузии в качестве вероятного противника.

Виктор Баранец: Ну, если оценивать общее количество войск, которые дислоцируются на территории Северокавказского военного округа, там их в десятки раз больше. Таким образом, возникает вопрос: а действительно, надо ли поднимать столь вселенский шум вокруг этих учений, если всего лишь полторы дивизии немножко поупражняются, покачают мускулы и так далее? Сейчас армия переходит на новую организационно-штатную структуру, дивизии расформировываются, и на их базе создаются бригады. Таким образом, Генеральный штаб торопится обкатать новую организационно-штатную структуру, посмотреть ее управление в деле, посмотреть, как она будет координировать свои действия, как бригады будут координировать свои действия с другими силовыми структурами, как между собой будут согласовывать действия и так далее. Таким образом, сугубо военная компонента, она здесь очевидна, и никакой, конечно, сенсационности не несет.
Но здесь возникают два популярных мнения, которые сейчас муссируются и в российской, и в зарубежной прессе. Первое, что данные учения - это некий ответ на недавние учения НАТО в Грузии. Но учений закончились, Россия в то время не показывала никаких признаков воинственных настроений, танки там не гудели, самолеты не летали, пушки не заряжались. Таким образом, ну, просто смешно говорить, что это некий ответ на учения НАТО. Вы понимаете, что если бы сейчас мы бы эти учения проводили одновременно с учениями НАТО, это можно было говорить, что тут как бы глаз за глаз. С другой стороны, и российские аналитики, и иностранные аналитики говорят, что вот эти учения - это пролог к новой войне. Ну, тогда идем по тому же пути логики - таким же образом можно было бы назвать и натовские учения недавно в Грузии, таким же образом их можно назвать прологом к войне. И тем не менее, нельзя лукавить по поводу того, что эти учения якобы такое домашнее, камерное действо на юге России. Нет, никоим образом. План учений предусматривает определенные действия российских подразделений в расчете на вероятного противника. Так вот, в штабных картах, которые сегодня есть на этих учениях, там очень четко и грамотно обозначены возможные действия противника, и в роли этого противника безусловно выступает Грузия.

Карэн Агамиров: И в ходе этих учений Генеральный штаб, по Виктору Баранцу, учтет прошлогодние августовские ляпы.

Виктор Баранец: Схема этих учений, она как раз и рассчитана на отражение возможной угрозы, которая может происходить со стороны Грузии, уже будем говорить, новой грузинской армии, поскольку вы знаете, что НАТО "всем колхозом" перевооружает Грузию. И таким образом, данные учения, да, можно сказать, они рассматривают учебные вариант новой кавказской войны, если она разгорится. Я сам страшно негативно отношусь к реформаторским движениям Сердюкова. И если бы не наши стратегические ядерные силы, в принципе, у нас состояние армии такое, что грузинская армия могла бы запросто уже планировать рывок чуть ли не до Ростова.

Карэн Агамиров: Прогнозирует Виктор Бабарнец. Российская армия начала учения "Кавказ-2009".
XS
SM
MD
LG