Ссылки для упрощенного доступа

В издательстве "КоЛибри" вышел поп-арт роман" "Бренды"


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Елена Фанайлова.

Лейла Гиниатулина: В московском издательстве "КоЛибри" вышла книга 27-летнего прозаика из Санкт-Петербурга Олега Сивуна под названием "Бренд". Дебютный "поп-арт роман", первоначально опубликованный в журнале "Новый Мир", стал лауреатом Новой Пушкинской премии этого года.

Елена Фанайлова: 26 глав, 26 знаменитых торговых и медиа-брендов - от Coca-Cola и Dolce & Gabbana, "Макдоналдса" и ИКЕА до Америки как бренда. Человек - это то, что он ест, носит, смотрит, чем пользуется. Эта идея в современной американской и европейской литературе разрабатывалась и Джоном Коуплендом, и Эрландом Лу, и Бегбедером. В книге "Бренд", которую, конечно, трудно считать романом, мало новых идей, но есть нечто замечательное и на самом деле оригинальное. Лучше всего в ней русское содержание и русское чувство современности. Вот отрывок из главы "Журнал Эсквайр".

Диктор: "Я не знаю, является ли Энди Уорхол моим любимым художником. У меня вообще нет ничего любимого навсегда. У меня, наверное, даже нет ценностей. Я готов принять любую истину, если о ней красиво скажут, мои ценности и пристрастия зависят от моего настроения и от того, что я только что смотрел по телевизору. Если сегодня я думаю так, то завтра я могу думать по-другому. Я не вижу ничего странного в том, что человек сначала утверждает одно, а потом прямо противоположное".

Елена Фанайлова: Поп-арт роман "Бренд" открывается главой об отце поп-арта Энди Уорхоле. Олег Сивун - о влиянии Уорхола.
Вы любите прозу Энди Уорхола?

Олег Сивун: Да, она очень интересная именно по своей интонации и, в общем-то, интонация в некотором роде была мной позаимствована оттуда. Энди Уорхол, как арт-объект, он большой, он не занимался чем-то одним. Этим он становится в ряду самых великих художников XX века. То есть это одна из самых универсальных художественных фигур вообще XX века. Он во многом недооценен на самом деле, как мне кажется, при всей его популярности. К нему все немножко относятся так, а, конъюнктурщик или что-то в этом роде. Но, на мой взгляд, это очень тонкое и мощное художественное явление XX века.

Елена Фанайлова: Однако пиетета к фигуре Энди Уорхола Олег Сивун не испытывает. Отрывок из книги "Бренд".

Диктор: "Ноябрь. В начале месяца я купил журнал "Эсквайр". Я больше всего боюсь умереть в простой русской больнице. Я не хочу стать святым после смерти. Мне кажется, что всех умерших в русских больницах можно назвать мучениками, они достойно канонизации в гораздо большей степени, чем Николай Второй и вся его семья".

Елена Фанайлова: О книге Олега Сивуна говорит издатель Ольга Морозова.

Ольга Морозова: Мне он понравился. Я приняла решение буквально за 15 минут об издании этой книги. Она понравилась мне своей искренностью и неэпатажностью, скажем так. То есть эпатажность, конечно, присутствует в силу возраста. Там отличный русский язык, никакого мусора. Она в каком-то смысле совершенно нигилистская, пофигистическая, если так можно выразиться, и она содержит совершенно замечательную 16-ю главу, которая называется "Путин". И, прочитав именно эту главу, я и приняла решение об издании этой книги.

Диктор: "Моя жизнь никак не связана с Путиным, но я никак не могу отделаться от его образа. Все, что он говорит, мне не кажется серьезным. Все, что он делает, мне не кажется важным. Мне плевать на его жизнь, на его дела и на его смерть, но он интересен мне, как поп-идол. О нем сочиняют и поют песни, Путин на футболках и на матрешках, Путин не сходит с экрана телевизора. Он - то, чем можно заполнить любую пустоту. Если политик становится поп-фигурой, то это хороший политик. Если политик стал художественным образом, тогда его работа не так бесполезна. Но если сравнить Путина с Coca-Cola, то Coca-Cola мне нравится больше, хотя бы потому, что она вкуснее. А еще мне кажется, что Coca-Cola переживет Путина".

Олег Сивун: Бренд Путин был взят потому, что была некая необходимость политического бренда так называемого. Потому что в некотором роде книжка, если так, коротко сказать, обо всем. Все бренды, они из разных областей. И бренд Путина - это бренд политической власти, некий символ такой, но, опять же, преломляется он несколько специфическим образом. Я думаю, что в реальности он, конечно же, во многом бренд. Во всяком случае, в 2000-х он таковым стал.

Елена Фанайлова: Вы пишете, что вы, в общем, равнодушны к нему.

Олег Сивун: Я думаю, равнодушие - это очень сильная эмоция, как ни странно. Равнодушие может быть окрашено самыми различными цветами и коннотациями. Равнодушие, мне кажется, это наиболее здоровое отношение к любым политическим устремлениям и фигурам.

Диктор: "Я очень редко думаю о Путине, примерно столько же, сколько и о Скарлетт Йохансон, но Скарлетт Йохансон нравится мне больше. Поэтому, если мне предложат на выбор познакомиться со Скарлетт Йохансон или с Путиным, я выберу Скарлетт Йохансон. Но, наверное, полно людей, которым больше нравится Путин. В общем, Скарлетт Йохансон и Путин нравятся мне в разной степени, а власть их надо мной примерно одинаковая. Я, наверное, в вопросах власти разбираюсь так же плохо, как и в политике. Поэтому мне всегда были непонятны все эти легенды о государях, об их избранности. Мне кажется, людям просто нужны идолы, поэтому и придумали всемирную историю. Мы готовы воевать и погибать не от своего имени, а от имени государства и правителя только ради того, чтобы быть причастными к истории. Мне же гораздо интереснее история кошек, от древнейших времен до наших дней, но она, к сожалению, еще не написана. Для меня смерть моего кота важнее смерти Путина. Даже если исчезнет Россия, я, наверное, ничего не почувствую, а если умрет мой кот, то я расстроюсь. И что важнее для истории, гибель моего кота или смерть России - это еще вопрос. Страна, которая столько раз меняла свое название, мало чего стоит. У моего кота одно имя на протяжении всей жизни".

Елена Фанайлова: Издатель Ольга Морозова о книге "Бренд".

Ольга Морозова: Там такая пронзительная присутствует нота одиночества вхождения в брендах. Там и ИКЕА, там и "Нокиа", и Dolce & Gabbana, и так далее. Модные технические бренды, компьютерные бренды и так далее. Идея такая. Начинается как бы с того, что мне все равно, что это бренд, что это марка, и потом показывается, как человек все равно запутывается в этих сетях, как он блуждает. Совершенно очаровательная глава "Макдоналдс" тоже. Я не люблю есть в "Макдоналдс", это отвратительная еда в "Макдоналдс". Я смотрю на себя в зеркало, когда я ем в "Макдоналдс", меня от этого тошнит, но, тем не менее, я люблю еду в "Макдоналдс". Вот такая штука.

Елена Фанайлова: Чем отличается для этого автора бренд Путин от бренда "Макдоналдс"?

Ольга Морозова: Если говорить пафосно, ничем. Он, я бы сказала, в одинаковой тональности описывает все эти бренды. Ни один бренд не выигрывает при чтении перед другим. То есть, таким образом, он как бы знак равенства ставит, что становится с людьми, что становится с брендами и что происходит с нами. Люди моего возраста прочитали с большим удовольствием. Может быть, в чем-то он и вторичен покажется за счет Уорхола и так далее, и так далее, но он первичен в своей искренности, понимаете, это сразу подкупает.

Елена Фанайлова: Интересно, что житель Петербурга Олег Сивун оказался в Москве впервые, на вручении Пушкинской премии, затем - на открытом книжном фестивале.

Олег Сивун: Местами она мне понравилась, Москва, он очень милая местами. Но есть такие властные территории здесь, когда ты попадаешь либо на большие улицы, типа Садовой или Тверской, или ближе к Кремлю, ты ощущаешь эту ауру власти. Она мне, скажем, не очень близка, поэтому в какой-то диссонанс сразу входишь с этим делом.

Елена Фанайлова: Олег Сивун, автор романа "Бренд". Каждая ее глава заканчивается упоминанием музыки, которая кажется автору подходящей к бренду. Энди Уорхол - это Джим Моррисон.
XS
SM
MD
LG