Ссылки для упрощенного доступа

Оголенный провод в "грузинском тупике"


По одну сторону моста - Грузия, по другую - Абхазия. Скоро регион останется без международного присмотра.
По одну сторону моста - Грузия, по другую - Абхазия. Скоро регион останется без международного присмотра.

Во вторник, 30 июня Абхазию должна покинуть первая группа военных наблюдателей из миссии ООН. Мандат миссии истек 16 июня, принятие Совбезом ООН резолюции о его продлении заблокировала Россия.


О том, к чему может привести вывод наблюдателей ООН из грузино-абхазского региона, в интервью Радио Свобода рассказал военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец:

- Все-таки они, как и наблюдатели ОБСЕ, играли роль некоей дипломатической подушки. Европа и мир их глазами видели, какова температура отношений сторон, как они себя ведут… Если взять кабель высокого напряжения и снять с него изоленту, он оголяется. Прикоснешься – может заискрить и убить. Уход наблюдателей я бы сравнил со снятием такой изоленты. И те, кто принял решение о прекращении деятельности наблюдателей, ООН и ОБСЕ, будут нести ответственность, если там опять внезапно разгорится костер войны.

- Продление мандата миссии ООН заблокировала Россия. Какие цели при этом преследовались?
Если Грузия и Россия действительно хотят мира, изначально нужно договориться, что не будет никаких предварительных условий…

- Российская Федерация всегда стремилась – и это ее законное право – так же, как и Грузия, чтобы функции, которые выполняют наблюдатели, в максимальной степени отвечали ее стратегическим интересам. Например, ни для кого не секрет, что и грузинская сторона, и мировое сообщество напрочь отвергают дислокацию двух наших бригад на территории Абхазии и Южной Осетии. России, в общем-то, не очень хотелось бы, чтобы наблюдатели шастали вдоль заборов этих бригад, а тем более - посещали территорию этих войск. Тут Россию можно понять.

С другой стороны, конечно, грузины ведь тоже диктовали свои условия. Они в принципе считали, что ОБСЕ или военные наблюдатели ООН вообще должны наблюдать за территорией Южной Осетии и Абхазии, как за целостной территорией Грузии. Тут изначально были принципиальнейшие расхождения между позициями Тбилиси, Москвы, ООН и ОБСЕ.

- Кто может, по вашему мнению, заменить военных наблюдателей в этих регионах?

- Военных наблюдателей никем нельзя заменить – только миротворческими войсками. Мне кажется, выход из этой конфликтной ситуации возможен только один – но я не знаю, насколько он реалистичен. Если Грузия и Россия действительно хотят мира, изначально нужно договориться, что не будет никаких предварительных условий… Саакашвили постоянно требует, чтобы сразу, первым же пунктом, было сказано: Южная Осетия и Абхазия – неотъемлемая часть Грузии. Москва на это не идет. Я бы это назвал "грузинским тупиком".

Опыт показывает, что как только в регионе появляются подразделения НАТО, этот "судья" склонен подсуживать только одной стороне. Думаю, что поиск компромисса будет идти как раз именно в этой плоскости. Это будет мучительный, долгий поиск. Но оставить миротворческое подразделение там надо. Иначе бряцание оружием с той и с другой стороны, проведение учений и так далее - все это дает повод для многих и многих спекуляций.
XS
SM
MD
LG