Ссылки для упрощенного доступа

Комаровское кладбище в Петербурге находится на грани разрушения


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Марк Крутов: Пока в Петербурге отмечали 120-летний юбилей Анны Ахматовой, жители пригородного поселка Комарово обнаружили, что знаменитое Комаровское кладбище изуродовано до неузнаваемости, а могила Ахматовой находится
на грани разрушения.

Татьяна Вольтская: На маленьком лесном кладбище в Комарово похоронены Дмитрий Лихачев, Вера Панова, Натан Альтман, Иосиф Хейфиц, Юрий Рытхэу, Александр Самохвалов, Сергей Курехин. Больше полувека здесь хоронят людей, много сделавших для науки, культуры, искусства и очень редко - лишь по особому распоряжению - местных жителей. О том, что кладбище надо расширять, говорили давно, годами вздыхали, что денег нет, а когда деньги нашлись - схватились за голову. Писатели, художники, архитекторы, давно полюбившие Комарово, просто не узнают знакомые места. Говорит писатель Александр Рубашкин, живущий сейчас в Комарово в Доме творчества.

Александр Рубашкин: Сделали так, что границы бывшие кладбища перестали быть границами, и реально сделанная планировка разрушилась. Вместо того чтобы могила Ахматовой завершала кладбище, и она была центральной, вместо этого вырубили лес за ней, сделали так, что за кладбищем канава образовалась.

Татьяна Вольтская: В эту-то канаву теперь начала сползать каменная кладка могилы Ахматовой. К тому же неподалеку от нее жизнерадостно зазеленели кабинки биотуалетов, возникла из небытия беседка - надо же посетителям отдохнуть, - и протянулась асфальтовая дорога к месту для парковки машин. Правда, когда разразился скандал, туалеты и беседку спешно отодвинули, но все равно могила Ахматовой оказалась не в конце кладбища, как было
задумано, а на перекрестке дорог, на оголенном месте, поскольку елки за ней вырубили.

Александр Рубашкин: Стали в срочном порядке подсыпать, что-то такое делать, вставлять какие-то елки, которые не приживаются, лишь бы для очередной комиссии. И теперь уже, чтобы это улучшить, исправить, надо, чтобы прошли годы. Нужно было оставить это кладбище, сделать его мемориальным и прекрасно использовать остальной лес, который там есть, новыми захоронениями. Архитекторы, все говорили, вот эта стенка и есть окончание кладбища, на центральной аллее. Это была главная могила. Ведь люди называли "ахматовское кладбище". Так оставьте его мемориальным. Вместо этого практически надругались.

Татьяна Вольтская: Местные власти на кладбище не распоряжаются, Комарово считается одним из районов города. Компания "Техстрой", выполнявшая работы, проекта так и не показала. Вообще-то дело обычное, - с горечью замечает писатель, историк, соредактор журнала "Звезда" Яков Гордин.

Яков Гордин: Было такое любимое советское выражение "абстрактный гуманизм". У нас очень часто абстрактная любовь к нашим кумирам. Мы их любим, всячески превозносим, а чтобы привести могилу в порядок, это уже ниже нашего достоинства. Вообще, это странно, ведь это, помимо всего прочего, еще такой экскурсионный объект, туда же возят людей. И местные власти в частности, которые заинтересованы, кстати говоря, в этом, они не могут этого не знать. И тут ведь не нужно миллиардных вложений. Там совершенно незаконно расширяли кладбище, и поэтому образовалась канава и все на свете. Это очень знакомый печальный симптом. Можно с большой помпой открывать памятник Анне Андреевне на берегу Невы и не обращать никакого внимания на то, в каком состоянии находится ее могила.

Татьяна Вольтская: Выяснилось, что уже несколько лет от местной администрации и от различных похоронных служб в городской Комитет по государственному использованию и охране памятников поступали запросы о возможности расширения кладбища, но КГИОП каждый раз отвечал отказом. Оказалось также, что проект изменения границ кладбища и его благоустройства вообще не представлялся, и все эти канавы, беседки и вырубленные елки, а также асфальтированные дороги и площадки для машин на территории охранной зоны поселка Комарово согласованы не были. И теперь предписано за несколько дней беседки разобрать, а зеленые насаждения вдоль могилы Ахматовой восстановить.
Учитывая, что выращивать огромные деревья за неделю у нас пока не научились, можно все же усомниться, что это распоряжение поможет кладбищу принять прежний вид.
XS
SM
MD
LG