Ссылки для упрощенного доступа

В Музее современного искусства открылась выставка "Погружение"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.

Евгения Назарец: В Московском музее современного искусства открылась выставка "Погружение". Она полностью составлена из видеоинсталляций. Это новый и самый востребованный в наши дни жанр. Авторы работ - молодые художники из Москвы, Петербурга и городов Латвии.

Лиля Пальвелева: В точном соответствии с названием выставки - "Погружение" - под каждую работу выделен отдельный зал, чтобы ничто не мешало восприятию инсталляций, в которых одинаково важны изображение и звук. Музыкой это не назовешь, во всяком случае, в привычном понимании слова. Здесь различные шумы соединяются друг с другом и выстраиваются в бесконечно повторяющиеся ритмические ряды.
Куратор выставки Мария Удовыдченко признается…

Мария Удовыдченко: Меня очень интересует вопрос, как видео связано со звуком, вернее, как мы воспринимаем звук. У каждого есть какие-то свои эмоции, которые связаны даже просто с какими-то звуками, которые нас окружают каждый день. И работы, которые представлены на выставке, должны погрузить человека в какое-то состояние определенное эмоциональное, то есть нужно садиться около каждой работы и долго ее смотреть, невозможно смотреть на ходу.

Лиля Пальвелева: Звуки люди воспринимают по-разному: кого-то громкое звучание бодрит, а кого-то утомляет и даже раздражает. Вы рассчитываете на разную реакцию зрителей или все-таки работы подобраны так, что вы предполагаете его реакцию.

Мария Удовыдченко: Очень разные работы, поэтому я думаю, что все любители с разным восприятием звука найдут для себя что-то интересное. Есть работы очень резкие, с часто сменяющейся картинкой, с резким, жестким звуком, а есть работы очень мягкие.

Лиля Пальвелева: Мы находимся рядом с какой работой? Что это?

Мария Удовыдченко: Она называется "М" латвийского участника Гирста Корпса. Для создания этого видео Гирст использовал специально созданную им технологию, определенный способ наложения картинки, то есть сведение вот этих двух видеозаписей, получается такой мелькающий интересный микс, который, соответственно, двигается в ритм с музыкой. Работа вибрирует под звук музыки, поэтому она, наверное, первая на выставке.

Лиля Пальвелева: Я так поняла, что это из окна поезда делалась съемка?

Мария Удовыдченко: Нет, это просто какие-то панорамные сюжеты. Там есть железная дорога, мы видим, как приближается поезд. Потом - какие-то дворы, которые автор видел в детстве, потому что эта работа еще также отсылает нас к его ощущениям детства, того, что мы видим во сне. То есть картинка достаточно сюрреалистична, и в этом тоже есть какое-то погружение в сон, другую ментальность.

Лиля Пальвелева: Интересно, что сюрреалистичность возникает из-за того, что накладываются и мелькают эти картинки, хотя сами по себе пейзажи очень реалистичны.

Мария Удовыдченко: Да, очень простые, реалистичные пейзажи. Если бы они были в статичном изображении, мы могли бы узнать какие-то, может быть, для нас тоже привычные окна, железнодорожное полотно, еще что-то. Сливается в какой-то безумный просто танец.

Лиля Пальвелева: А теперь обратимся к одному из участников выставки Каспарсу Грошевсу…

Каспарс Грошевс: У меня такое видео, где я съедаю свое лицо, оно медленно исчезает и появляется то же самое мое лицо.

Лиля Пальвелева: Это страшная или веселая идея?

Каспарс Грошевс: Не знаю. Мне кажется, веселая. Для меня юмор - это не такое классическое… что кто-то упал на кожуру, меня забавляют вещи, которые выглядят немножко абсурдно или парадоксально, чтобы надо было немножко задуматься.

Лиля Пальвелева: За что вы любите видео-арт?

Каспарс Грошевс: Можно практически все соединить, там можно играть со звуком, рисовать, использовать материалы от видеокамеры, в принципе - вообще все. В фильме очень важна история, сюжет. Видео-арт может быть без сюжета, только какие-то визуальные вещи, это может быть как живопись, которая просто движется, может быть только краска и один звук, одна нота, и этого хватит.

Лиля Пальвелева: Убежден Каспарс Грошевс.
XS
SM
MD
LG